«Москвич-2141»

Отсутствие подходящего силового агрегата, особенно дизельного, было главной причиной мизерных экспортных продаж. Сознавая, что перспектива обладания собственным дизельным двигателем все более отдаляется, АЗЛК искал зарубежных поставщиков.

В первую очередь внимание завода привлек 60-сильный фордовский мотор XLD418 объемом 1753 см/3. На предприятии надеялись, что у бюджетных западных покупателей вызовет интерес предлагаемый по весьма доступной цене экономичный и вместительный автомобиль. В 1990 г. на Берлинском автомобильном салоне «Москвич-2141» был представлен под маркой Lada Aleko-141 с дизельным двигателем немецкого производства, впервые появившимся на автомобилях Ford Sierra, а затем ставившимся на модели Escort и Fiesta.

И свою максимальную мощность, и максимальный крутящий момент двигатель развивал на меньших оборотах, чем УЗАМ-331.10 и ВАЗ-2106, обеспечивая дизельному «Москвичу-21411» высокий уровень динамической гибкости.

Чтобы не слишком пострадала приемистость машины, АЗЛК помог двигателю пятой передачей с передаточным числом 0,732 и главной передачей с соотношением 4,1:1. При движении со скоростью 90 км/ч дизельный «Москвич» расходовал 5,7 л топлива на 100 км пробега, а при скорости 120 км/ч — 7 л. Такая экономичность достигалась за счет далеко не впечатляющей максимальной скорости — всего 135 км/ч. Разгон с места до 100 км/ч занимал 25 секунд.

Первые машины испытывали проблемы с пятой передачей, а потому коробку в срочном порядке пришлось модернизировать. Оснащавшиеся ею с апреля 1990 г. «Москвичи» к основному цифровому индексу получили приставку -01. Одновременно были внесены усовершенствования в конструкцию главного тормозного цилиндра, главной передачи, кузова и 29 других узлов и агрегатов.

Представители АЗЛК утверждали, что обновленный автомобиль без проблем может пройти 200 тыс. км и потому полностью оправдывает 38-процентное увеличения цены В 1987 г. в рамках программы либерализации социалистической экономики советский лидер М. Горбачев решил позволить предприимчивым гражданам развивать собственный бизнес, который дополнял бы государственный сектор.

Как следствие, были сняты существовавшие ограничения на приобретение в частную собственность легких фургонов и пикапов. АЗЛК быстро отреагировал на изменение ситуации, создав на базе хэтчбека 2141 переднеприводный пикап «Мос-квич-2335».

Первые его образцы можно было увидеть в 1988 г. на проходившей в Москве выставке «Автодизайн-88», где были представлены новейшие разработки советских автомобильных заводов.

Производство пикапов, однако, началось лишь в декабре 1993 г., это были модели 2335 с двигателем ВАЗ-2106 и 23352 с двигателем УЗАМ-331.10. Пожалуй, самая экзотичная разработка АЗЛК — «Москвич-2141-КР». Этот раллийный автомобиль был создан в 1989 г. по условиям регламента группы Б и имел оригинальный центральнорасположенный двигатель объемом 1995 см/3. С двумя карбюраторами Вебера, мотор развивал мощность 175 л. с, однако машина так и не стяжала славу на гоночных трассах. Существовал также автомобиль для милиции «Москвич-21418-01»; его экспортный вариант, адаптированный к условиям южноамериканского рынка, обозначался как «Москвич-2141-131». В 1990 г. были озвучены планы начала выпуска в 1992 г. 4-дверной модификации 2142, К разработке этого седана завод приступил еще в середине 80-х годов, В 1992 г. на российской автомобильной выставке был замечен прототип универсала с вертикально обрубленной задней частью.

В 1987 и 1988 гг. специалисты НАМИ проектировали универсал повышенной вместимости, получивший обозначение АЗЛК-2139 «Арбат».

Машина имела очень современный дизайн и появилась всего через четыре года после появления угловатого Renault Espace.

«Арбат», чем-то напоминавший первый Pontiac Trans Sport, был рассчитан на перевозку 7 человек, имел справа раздвижную дверь и сиденья, которые могли разворачиваться на 180″, — совсем как на лучших американских и европейских моделях аналогичного класса.

Этот многоцелевой советский автомобиль планировалось выпускать на новом заводе в Калужской области, однако строительство завода было прервано, и «Арбат» так и остался прототипом.

В тот же период АЗЛК вел переговоры о создании совместного предприятия с автомобильным заводом в Братиславе, занимавшимся производством модели Skoda Rapide Coupe, с перспективой разработки переднеприводного минивэна «Москвич-3733». Машину предполагалось выпускать и как однотонный фургон, и как микроавтобус, но и эти планы рухнули вслед за Советским Союзом.