ЗАЗ УКРАИНСКИЙ СЛЕД

В 60-х годах ЗАЗ-965 был настолько значительным явлением в жизни советского общества, что и сегодня к этой машине с большим почтением относятся на всем пространстве бывшего Советского Союза. Машину ласково называли «горбатым».

Ей даже досталась роль в фильме бондианы «Золотой глаз» (1995), в котором «Запорожец» «сыграл роль» служебного автомобиля агента ЦРУ в Москве.

Этот автомобиль нельзя назвать совершенным. Торсио-ны его передней подвески быстро утрачивали упругость, особенно на ранних экземплярах, в жаркую погоду двигатель имел особенность перегреваться.

В числе других его недостатков — высокая шумность и маленький багажник.

Не любили владельцы и распахивавшиеся навстречу движению дверцы машины. Но несмотря ни на что, это была идеальная машина для сельской местности, особенно для районов с плохими дорогами.

Высокие внедорожные качества «Запорожца» дополнялись гладким днищем, независимой подвеской всех колес и тем обстоятельством, что 60% веса машины приходились на ведущие колеса.

В тех редких случаях, когда ЗАЗ-965 не мог самостоятельно выбраться из грязи, несколько крепких мужчин вполне могли вызволить его из этой ловушки, так как весила машина всего 665 кг. Городские водители тоже полюбили «Запорожец» — за его маневренность и экономичность. Кроме того, его двигатель с отдельными гильзами цилиндров был сравнительно легким по весу и простым в ремонте, его мог снять и починить любой механик-любитель.

В течение первых двух лет производства машины продолжалось ее тестирование с целью внесения усовершенствований.

Десять принадлежавших заводу автомобилей наездили по всему Советскому Союзу почти миллион километров, работая во всевозможных дорожных и климатических условиях.

Накопленные знания и опыт позволили конструкторам представить в октябре 1962 г. полностью модернизированную модель. Это был ЗАЗ-965А с большим по литражу (887 см/3) и более мощным, 27-сильным двигателем МеМЗ-966. Поскольку блоки цилиндров нового мотора располагались под углом 90°, для его мягкой работы не требовалось уравновешивающего вала.

От своего предшественника ЗАЗ-965А можно было отличить по рулю с эмблемой в ступице, габаритным фонарям (встроенным в крылья, а не установленным на них), измененной эмблеме (прямоугольник вместо звезды) и декоративной решетке на передней панели кузова. Боковины некоторых экспортных экземпляров украшал хромированный молдинг.

На задних крыльях исходных машин имелось по четыре круглых отверстия, через которые воздух поступал в моторный отсек. Подобные же отверстия ранее красовались на передних крыльях автомобилей Buick, указывая на наличие под капотом двигателя V8. На ЗАЗ-965А отверстия были заменены на решетку, окрашенную в цвет кузова.

Внутри появились новые сиденья и приборный щиток с датчиком температуры масла.

Электрооборудование также было усовершенствовано, изменился дизайн заднего капота и передней панели кузова.

В 1966 г. мощность двигателя ЗАЗ-966А возросла до 30 л. с, вновь изменилась передняя панель (вместо горизонтальной вогнутости выпуклая выштамповка), на передних крыльях появились повторители указателей поворота. Несмотря на все эти непрерывные улучшения, стоимость машины выросла ненамного: с 1800 рублей в 1961 г. до 2200 рублей в 1969-м — на сохранении невысокой цены настаивал Хрущев.

Этот ценовой подход не претерпел изменений и в дальнейшем, после его смещения в 1964 г. с поста главы государства,