ВАЗ-21059

В очень холодную погоду водитель для запуска двигателя мог впрыснуть в него жидкого антифриза, чтобы предотвратить или ликвидировать обледенение электродов. Карбюратор использовался стандартный, с нисходящим потоком воздуха, но измененным размером жиклера и двухэтапной очисткой воздуха. Уплотнители на ребрах ротора смазывались специальной масленкой, а уровень масла в картере поддерживался автоматически.

На более поздних версиях вентилятор с ременным приводом был заменен электрическим.

Свои лучшие качества роторные «Лады» демонстрировали при высоких оборотах двигателя. Была изменена тормозная система, так как от свободно вращающегося двигателя помощи в этом плане было немного.

ВАЗ-21059, впервые появившийся в 1980 г., выглядел как стандартный ВАЗ-2105, но оснащался одним из двухроторных двигателей — ВАЗ-411М или ВАЗ-4132.

Машина имела 4-сту-пенчатую механическую трансмиссию, на автомобиль также мог устанавливаться дополнительный топливный бак. В момент своего появления на рынке ВАЗ-21059 стоил 52 ООО рублей (для советского покупателя целое состояние), но какой это был автомобиль Его максимальная скорость достигала 180 км/ч, а до 100 км/ч он разгонялся всего за 9 секунд. Впрочем, вопрос поиска денег на роторную «Ладу» мало кого занимал, поскольку эти машины продавались особенно нуждавшимся в них государственным организациям, таким, как КГБ и министерство внутренних дел. К ВАЗ-21059 в 1982 г. присоединился ВАЗ-21079, созданный на базе более дорогого ВАЗ-2107 и выглядевший так же, как он. На машину ставился двухроторный двигатель ВАЗ-411-01 мощностью 120 л. с, эквивалентный поршневому объемом 2300 см/3, или несколько больший двухроторный ВАЗ-4132, мощностью 140 л. с. Показатели крутящего момента по двигателям не приводились, но у обоих степень сжатия составляла 9,4, весили они 130-140 кг. ВАЗ-21079 имел 5-ступенчатую механическую трансмиссию и стоил 58 тысяч рублей.

К сожалению, роторная «Лада» была еще менее надежна, чем немецкий NSU Ro80, отличавшийся малым ресурсом своего двигателя. Судя по имеющейся скудной информации, многие роторные двигатели «Лады» не доживали даже до первой замены фильтра и масла (после 10 000 км пробега).

Похоже, что в лучшем случае они позволяли преодолеть порядка 20 000 км, поэтому некоторые раздосадованные водители меняли роторный двигатель на обычный четырехтактный.

В 1982 г. ВАЗ оснастил роторными двигателями несколько раллийных автомобилей. При установке двух 2-камерных карбюраторов Beбера двигатели спортивных машин развивали мощность от 150 л. с. Роторные двигатели разрабатывались без особой огласки, отчасти из-за того, что имели еще и военное применение, тем не менее в 1988 г. несколько вазовских моторов этого типа были продемонстрированы на выставке в Москве.

Работа по усовершенствованию роторных двигателей, хотя и с меньшей интенсивностью, велась на ВАЗе вплоть до снятия их с производства в 2004 г.