Уничтожение автомобилей ЗИС

Уничтожение автомобилей ЗИС было делом непростым. Эти машины были таким же важным элементом государственной безопасности, как и новейшие виды вооружений.

Как любое избыточное военное оборудование, их следовало сначала рассекретить, то есть разобрать с сохранением в тайне всех заложенных в них секретных устройств и технологий.

Большинство машин разрезали на металл и переплавили.

Впрочем, некоторым удалось избежать немедленного уничтожения.

Четыре экземпляра на время оставил себе ЗИЛ (позже они также были разобраны). Одну машину передали Ярославскому шинному заводу, так как вес и общие габариты делали ее незаменимым тестовым автомобилем для испытания новых типов шин (этот автомобиль, изначально имевший номер 2, а после рассекречивания получивший номер 202, стал экспонатом автомобильного музея в Риге).

Еще одна машина загадочным образом объявилась в одной из автомобильных коллекций в Женеве. Одну отправили даже в Северную Корею, в подарок ее коммунистическому лидеру Ким Ир Сену, дальнейшая ее судьба, как и многое другое, связанное с этой страной, остается загадкой.

Единственным ЗИСом, избежавшим в 1969 г. отзыва на завод-производитель, оказался экземпляр, отосланный в 1952 г. в Польшу, поскольку на 1953 г. был запланирован визит Сталина в эту страну.

Со смертью вождя надобность в машине отпала, и она была подарена председателю Польской объединенной рабочей партии Болеславу Беруту.