УАЗ ХРАНЯ ВЕРНОСТЬ

В 80-х годах УАЗ топтался на месте. Основным потребителем его продукции был военный комплекс, в целом удовлетворенный лишенными комфорта, но неприхотливыми и надежными машинами УАЗ-469 и УАЗ-452. В течение десятилетия заводские конструкторы создали несколько интересных автомобилей, производству которых обычно препятствовала нехватка финансовых средств. В 1980 г. они предложили электромобиль, спроектировали для завода в Кировобаде 1,5-тонный мини-грузовик с дизельным двигателем КиАЗ-3727 (о нем речь пойдет позднее).

В 1983 г. группа проектировщиков УАЗа получила высокие правительственные награды за разработку автомобиля-амфибии УАЗ-3907 «Ягуар». Эта машина предназначалась для военных, в первую очередь для пограничников.

На плаву ее скорость достигала 9 узлов — нигде в мире до сих пор не производят подобной машины. Основа же производственной гаммы практически не претерпела изменений, хотя в течение 80-х годов периодически вносились кое-какие улучшения в дизайн и конструкцию представителей семейств 469 и 452 с целью повысить их конкурентоспособность.

В 1985 г. было прекращено производство зад-неприводных версий фургонов и легких грузовиков, в дальнейшем они выпускались только в полноприводном варианте.

Модельный ряд был переименован в соответствии с новой советской системой идентификации автомобилей: фургон УАЗ-452 превратился в УАЗ-3741, грузовик УАЗ-451Д — в УАЗ-3303, микроавтобус УАЗ-452В — в УАЗ-2206, а санитарный автомобиль УАЗ-452А — в УАЗ-3962. Помимо этих формальных изменений в обозначениях, на смену двигателю УМЗ-451М объемом 2445 см/3 и мощностью 72 л. с. пришел УМЗ-414.10 с тем же рабочим объемом цилиндров, но мощностью 80 л. с. Соответственно, несколько возросла максимальная скорость машин — с 95 до 100 км/ч. Они стали оснащаться двухконтурной тормозной системой с усилителем, появились новые, более надежные ведущие мосты с измененными передаточными числами.

Машины с экранированным электрооборудованием и предпусковым обогревом двигателя именовались теперь УАЗ-33031 (грузовик), УАЗ-37411 (фургон) и УАЗ-39621 (санитарный автомобиль), В 1989 г. двигатели серии УМЗ-451 вновь были модернизированы, получили обозначение УМЗ-4178.10, развивали мощность 92 л. с. и обеспечивали автомобилям максимальную скорость ПО км/ч. Этими моторами «буханки» и «головастики» оснащались вплоть до появления в середине 90-х годов двигателей большего объема, после чего в 2006 г. была внедрена система впрыска топлива. В 1990 г. были выпущены четыре машины, выполненные в варианте санитарных.

Получившие обозначение УАЗ-3972, они имели некоторое внешнее сходство с РАФ-2203.

До их производства, однако, в связи с распадом Советского Союза дело не дошло.

По большому счету малотоннажные автомобили УАЗ и по сей день остаются такими же, какими впервые вышли из ворот завода в 1958 г. Салон их очень тесный, отопитель на удивление слабый, так что зимой тепло, исходящее от расположенного в кабине мотора, весьма кстати. Рулевая колонка нерегулируемая.

Удобные сиденья с боковой поддержкой появились только с началом нового тысячелетия.

Рулевой механизм не имеет усилителя, а руководство для водителей особо рекомендует не вращать руль во время стоянки автомобиля. Конструкция передней подвески допускает регулировку только схождения колес, но не их развала.

На первых экземплярах семейства УАЗ-450 шарниры не имели достаточного уплотнения, и после поездок по воде водителям приходилось пользоваться смазочным шприцем, предусмотрительно включенным в стандартный набор инструментов для обслуживания и ремонта машины.

Быстро были установлены новые шарниры рулевой тяги, что увеличило их ресурс с 10 тыс. км до по крайней мере 20 тыс. км, а при регулярном обслуживании эти сочленения могли прослужить гораздо дольше.