УАЗ АРМЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ НАХОДИТ СЕБЯ НА ГРАЖДАНКЕ

С окончанием Второй мировой войны УАЗ прочно утвердился как самостоятельный автопроизводитель, хотя к выпуску автомобилей собственной конструкции приступил лишь в 1958 г. Основанный в первую очередь как военный завод, УАЗ в течение всей своей истории сохранял тесную связь с оборонным комплексом. В сущности, продукция завода являлась неотъемлемой составляющей обороноспособности страны.

В 1947 г. гамма выпускаемой им продукции расширилась за счет выпуска ГАЗ-АА, а в 1948 г. на заводе был спроектирован экспериментальный 1,5-тонный грузовик УАЗ-300 с двигателем мощностью 50 л. с, таким же, что стоял на автомобилях ГАЗ-М20 «Победа», Автомобиль не был запущен в производство, так как в то время УАЗ еще не располагал то ли достаточными мощностями, то ли достаточной зрелостью для производства собственных моделей.

К 1950 г. завод вполне окреп для начала самостоятельного выпуска комплектующих и, соответственно, уменьшения своей зависимости от их поставок с ГАЗа. На предприятии было организовано свое кузнечно-штамповочное производство, заработал главный сборочный конвейер.

Появились также цех станков-автоматов, участок изготовления шасси и цех деревянных конструкций для автомобильных кузовов. Одновременно развивался и сам город, создавая инфраструктуру для обеспечения всем необходимым для жизни растущего числа заводчан.

С появлением УАЗа (и с его помощью: завод, в частности, помогал в строительстве кинотеатра и концертного зала) прежде маленький, скромный Ульяновск превратился в крупный современный город. Налаженные связи с Горьковским автозаводом позволили УАЗу превратиться в лидирующее предприятие Советского Союза по производству автомобилей повышенной проходимости, эти позиции он сохраняет и ныне, в постсоветское время.

В декабре 1954 г. на заводе начали собирать легкие пассажирские внедорожники ГАЗ-69, выпуском которых первым, с 1953 г., занимался ГАЗ. Первые несколько тысяч автомобилей были собраны с использованием деталей, поступавших из Горького, а летом 1956 г. производство модели — и прицепов к ней — было полностью передано Ульяновску.

Машина оснащалась нижнеклапанным двигателем объемом 2100 см/3. ГАЗ-69 оценили во многих советских ведомствах и организациях, и уже вскоре его можно было встретить на просторах всего Советского Союза. В 1956 г. выпускавшиеся на УАЗе ГАЗ-69 вышли на мировой рынок, и к 1959 г, модель экспортировалась в 22 страны.

Надежность и простота в обслуживании создали ей высокую репутацию как в Советском Союзе, так и за его пределами. Собственное конструкторское бюро появилось на УАЗе в 1954 г. и приступило к работе над уникальным семейством автомобилей.

Первоначально, в 1955 г., для нужд армии были изготовлены 5 экземпляров бескапотных фургонов под кодовым наименованием «сороковка». Машины несколько напоминали британский Austin J2, но с гораздо большим дорожным просветом и двухчастным лобовым стеклом.

Шасси было заимствовано у ГАЗ-69, а потому в автомобиле сочетались значительная грузоподъемность и отличные внедорожные качества. Первые прототипы будущего УАЗ-450 появились в 1956 г. и прошли испытания в горах Кавказа и Крыма.

Производство машины было начато в октябре 1958 г. При полной массе 2,7 т, это был первый советский грузопассажирский автомобиль малой грузоподъемности, с кабиной над двигателем. Первым представителем нового семейства стал санитарный УАЗ-450А фургонного типа.

Это был простой, но симпатичный автомобиль с большим гнутым лобовым стеклом и дизайном, не уступавшим внешнему облику современных ему западных аналогов.

В салоне было достаточно места, по крайней мере, для пары носилок, и, с учетом привода на все колеса и мягкой подвески, машина едва ли имела себе равных на мировом рынке как специализированный автомобиль медицинской помощи для сельских районов.

Далее последовал легкий бортовой грузовик УАЗ-450Д грузоподъемностью 800 кг. Выпускался также фургон, просто УАЗ-450, способный перевозить 750 кг груза, и 11-местный микроавтобус УАЗ-450В.

Все машины оснащались 4-цилиндровым бензиновым двигателем ГАЗ-М21Г, с низкой степенью сжатия, объемом 2432 см/3 и мощностью 62 л. с, в основе своей имевшим силовой агрегат «Победы», но с увеличенным с 82 до 88 мм диаметром цилиндров.

От «Победы» же досталась 3-ступенчатая коробка передач, тогда как двухступенчатый распределитель крутящего момента, шасси, крепкие ведущие мосты на листовых рессорах и барабанные тормоза были заимствованы у ГАЗ-69. На автомобилях УАЗ существовала возможность отключения привода на 15-дюймовые передние колеса. Машины могли буксировать не оснащенный тормозами прицеп весом до 850 кг, имели максимальную скорость 90 км/ч и потребляли 14 л топлива на 100 км пробега.