«Стратос» — первый из особых «плодов» эволюции

Оборудованный шестицилиндровым V-образным двигателем «Феррари», с великолепным дизайном, которому позавидовал бы любой выставочный автомобиль, «Стратос» был разработан с единственной целью — выигрывать призы на всевозможных ралли. Он считался всеми безусловным победителем и имел футуристический дизайн. Производители автомобилей всегда использовали гонки автомобилей-«седанов», — официально или неофициально, — для проверки качества своей продукции.

Их девиз — «Выиграем в воскресенье, продадим в понедельник». Когда рядовой потребитель видит, что машина, выигравшая гонку, похожа на его собственную, это укрепляет его уверенность в правильности выбора торговой марки.

Помимо того, приз на гонках способствует привлечению новых покупателей. Lancia Stratos, машина с двигателем Ferrari, разработанная специально для участия в ралли, во время прохождения особого этапа.

Гонки автомобилей-«салонов» начали проводиться вскоре после второй мировой войны, однако даже к концу 50-х годов, автомобили, участвующие в этих гонках, все же еще очень мало отличались от обычных автомобилей. Несмотря на подкачанные шины, снятые колпаки и шлем на голове водителя, вплоть до 60-х годов система безопасности оставляла желать лучшего.

Профессионалы, такие как Грэхэм Хилл, начинавшие с кузовных гонок, а в 60-е пересевшие на «Ягуар МК 2» и «Лотус Кортина», могли надеть комбинезон или, по крайней мере, рубашку и брюки одного цвета, а в остальном это была обычная одежда — в подражание лучшему гонщику Гран-при 50-х, Майку Хоуторну, который на соревнованиях всегда был в спортивной куртке и бабочке.

Современная подвеска и легкий цельный металлический кузов обеспечили автомобилям МК1 Ford Zephyr 50-х лет выпуска успех.

Простенький Austin Westminster показал на удивление хорошие результаты в гонках автомобилей с кузовом седан в 1950-х годах. Участвовали в гонках вполне обычные автомобили, не приспособленные к резким виражам, где их и поджидали основные опасности.

С конвейера новые модели отправлялись на гонки, скорость которых все возрастала по мере усовершенствования двигателя.

Мощные «Ягуары» моделей «МЫ» и «Mk. II», впервые появившиеся в 1957 году, и в меньшей степени шестицилиндровые «Форд «Зефир» и «Зодиак» еще ничем особенным не выделялись, но к началу 60-х, благодаря Джону Куперу, известному по «Формуле-1», «Мини» начал свое продвижение по квалификационной таблице.

В этом отношении «Мини» стала революционно новой моделью; среди гонщиков, которые начинали свою карьеру с «Мини», были и Кен Тиррелл, и Джеймс Хант, и великий Джон Ро-удс, чьи виражи с визгом шин сделались легендарными. Среди тех, кто предпочитал выступать на старых, грохочущих автомобилях, были такие гонщики, как Стерлинг Мосс и Джим Кларк.

К началу 60-х стали устраиваться соответствующие чемпионаты среди туристских и модифицированных «салонов», которые и привели к созданию, например, захватывающих гонок с участием «Эскортов», оборудованных двигателями «Формулы-2», и появлению сильно модифицированных седанов «Batmobiles» компании BMW, созданных специально для гонок во 2-й и 4-й группах 2 и бывшие поистине устрашающими.. Очень большие и тяжелые Jaguar MkVII оказались гораздо маневреннее, чем можно было предположить.

BMW CSL лидировал в группе 2 в 70-х годах.

Американские гонки серийных или стандартных «седанов» имеют свою историю. Впервые они были организованы в Дейтона Бич, во Флориде, в 1936 году и представляли собой гонки на песке и по гудронированному шоссе длиной 200 миль (322 км). К 1959 году гоночная трасса превратилась в специально сооруженный для гонок огражденный овальный трек длиной в 3,2 км, и под руководством Национальной автомобильной ассоциации (NASCAR) было организовано строительство подобных треков по всей стране.

К концу 60-х «серийные» автомобили могли развивать скорость до 322 км/ч при условии внимательного отношения к аэродинамике и следования инструкциям.

В гонках американского спортивного клуба, где осуществлялись как правые, так и левые повороты, сражения AC Cobra/Corvette 60 уступили место многоэтапным соревнованиям между усовершенствованными «Мустангами» и «Ка-маро», прославившими таких гонщиков, как Марк Донахью (Mark Donohue) и Питер Ревсон (Peter Revson). Южнее, в Мексике, проводилась одна из самых захватывающих гонок «Каррера Панамери-кана» длиной в 3000 км. Это потрясающее зрелище, в котором среди различных машин участвовали и автомобили с типом кузова седан, устраивалось ежегодно с 1950 вплоть до 1954 года, когда из-за все возрастающего числа несчастных случаев гонку пришлось закрыть.

В 1991 году гонка возобновилась в качестве.