Советский Союз, как одна из трех основных стран-победительниц

Советский Союз, как одна из трех основных стран-победительниц, имел право на репарации со стороны поверженного нацистского государства, и автомобильный завод рассматривался как приемлемая их часть. В июне 1945 г. высокая комиссия с участием Сталина обсудила пути возрождения гражданского автомобилестроения.

В том числе делался выбор между автомобилями КИМ и Opel. Несмотря на наличие в дизайне последнего устаревших черт, было принято решение возобновить работу завода КИМ, отталкиваясь от немецкой машины.

Из Берлина в Москву отправился эшелон из 56 вагонов, груженных демонтированной линией по производству Opel Kadett. 20 июня 1945 г. были официально прекращены все работы по КИМ-10-52. В августе в рамках подготовки к выпуску будущего «Москвича» завод был переименован в МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей).

К сожалению, советские инженеры не располагали всей необходимой документацией по К38, чтобы можно было просто заново собрать немецкое оборудование, нажать кнопку и начать выпуск продукции.

Специалистам МЗМА, используя в качестве образца имевшиеся автомобили, пришлось выполнить большой объем работы по подготовке новых чертежей, что не позволило начать производство, как планировалось — в июле 1946 г. К декабрю же основную часть подготовительной работы удалось завершить, и 9-го числа был собран первый «Москвич-400/420». Автомобиль получился вполне современным: несущая конструкция кузова, независимая передняя подвеска, тормоза с гидравлическим приводом. Первые машины — 400-я серия — оснащались 4-цилиндровым двигателем объемом 1074 см/3 со степенью сжатия 5,8, развивавшим мощность 23 л. с. при 3600 об/мин. Со своей 3-ступенчатой коробкой передач автомобиль мог развивать скорость 90 км/ч и потреблял 9 л топлива на 100 км пробега, что делало его самым экономичным авто в Советском Союзе.

С места до скорости 80 км/ч машина разгонялась за 55 секунд. Длина кузова составляла 3855 мм, ширина 1400 мм, высота 1550 мм, колесная база 2340 мм, дорожный просвет 200 мм. Официальное одобрение Кре. мля машина получила 28 апреля 1947 г., а к концу года был выпущен 1501 экземпляр, включая первую советскую ограниченную партию автомобилей, изготовленную в ознаменование 800-летия Москвы: машины были окрашены в рубиново-красный цвет и несли на левом крыле специальную табличку.

В 1948 г. объем выпуска возрос до 4808 (тогда же стали устанавливать фильтр тонкой очистки масла), а в 1949-м — до 19 806 автомобилей.

Заводские конструкторы экспериментировали с различными типами кузова. Представленный в 1948 г. «Москвич-400/422» был фургоном с деревянным каркасом задней части кузова, обшивавшимся либо фанерой, либо жестью, и имел тканевую крышу.

Он мог перевозить до 250 кг груза и использовался главным образом почтовой службой, а также для доставки продуктов. Частным лицам эти машины не продавали.

На базе фургона на заводе спроектировали «Моск-вич-400/421» с кузовом универсал, но производить его не стали.

Был также создан прототип пикапа и произведено небольшое число «Моск-вичей-420К» без задней части кузова, на которые затем ставили изотермические кузова для перевозки скоропортящихся продуктов.

В 1949 г. появился «Москвич-400/420А» с кузовом кабриолет, производившийся до 1952 г. В 1951 г. две верхние передачи были снабжены синхронизаторами, а рычаг переключения передач переместился на рулевую колонку.

В октябре 1952 г. был собран 100-тысячный «Москвич».