«Самара» использовалась как основа при создании спортивных автомобилей

Импортерами автомобиль предлагался в трех вариантах оформления: L, SL и SLX. Все продававшиеся в стране «Самары» проходили предпродажную подготовку и облагораживались в центре компании «Satra» в Карнаби, приобретая — с учетом маркетинговой стратегии импортера и потребности в том или ином варианте исполнения — новую облицовку радиатора, комплект навесных деталей (порой весьма сомнительного достоинства), радиоприемник и колесные колпаки. Журнал «Motor» охарактеризовал новую «Самару» как «колоссальный прогресс «Лады»… предложение по невысокой цене вместительного автомобиля, сочетающего в себе достойные динамические характеристики, экономичность, безопасность и очень неплохую оснащенность».

Критике же подверглись уровень комфорта во время движения и откровенно низкое качество окраски кузова. Было отмечено, что в сопоставлении с вазовской же моделью Riva, FSO Polonez, а также с Skoda Estelle и Yugo 55А машина не выглядела такой уж дешевой.

При цене 4795 фунтов «Лада» испытывала конкуренцию со стороны Fiat Uno 45 Fire (4780 фунтов), но была значительно дешевле, чем Ford Escort 1300 Popular (5662 фунта) и Peugeot 309 ХЕ (5545 фунтов) с его старым двигателем Simca. Журнал «What саг?» оценивал «Самару» в одном ряду с Mini City Е, Citroen AX 10E, Fiat Uno 45 Formula, Hyundai Pony 1.3 Sonnet и Renault 5 Campus.

Экспертов советский автомобиль не впечатлил, и они отвели ему последнее место, отметив, что «качество сборки не на высоте даже с учетом цены. Возможно, для кого-то «Лада» — это шанс недорого обзавестись хэтчбеком среднего размера, однако после года-двух интенсивной эксплуатации она, скорее всего, будет иметь плачевное состояние в сравнении с ее прямыми конкурентами».

Впрочем, журнал признавал, что «Самара» действительно «предлагает немало за такую цену». Пятидверные машины начали поступать в Британию годом позже, в октябре 1988-го, вместе с 3-дверными, оснащенными двигателем рабочим объемом 1499 см/3. Пятидверные хэтчбеки с моторами большего объема появились в феврале 1989 г. О 5-дверной модели 1300L журнал «Autocar and Motor» отозвался так: «Лада» создает автомобили приемлемого качества».

Пятидверная Samara 1300L по цене 4925 фунтов представлялась выгодным приобретением в сравнении с 3-двер-ным Ford Fiesta Popular с двигателем объемом 957 см/3 (5004 фунта), 5-дверным Austin Metro 1.0 City (5237 фунтов) и 5-дверным Renault 5 Campus с двигателем объемом 1108 см/3 (5320 фунтов). Роторные «Самары», 3-дверные хэтчбеки ВАЗ-2108-91, предлагавшиеся только российским потребителям, оснащались двухроторным двигателем ВАЗ-415. При цене новых машин 56 тысяч рублей они были немного дешевле ВАЗ-21079.

Автомобили имели 5-ступенчатую коробку передач, развивали максимальную скорость 200 км/ч и разгонялись до 100 км/ч всего за 8 секунд. Затем появился 5-дверный ВАЗ-2109-91 с теми же двигателем и трансмиссией.

«Самара» использовалась как основа при создании спортивных автомобилей. К ралли «Союз» 1985 г. была подготовлена полноприводная машина.

Привод на все колеса был постоянным, двигатель являлся прямым производным от стандартного мотора «Жигулей», однако развивал мощность 150 л. с. и был расположен над задним мостом с левой стороны машины.

Samara-EVA 1987 г. имела 16-клапанный двигатель объемом 1860 см/3 с турбокомпрессором и электронным впрыском топлива.

И вновь это был модернизированный вариант двигателя ВАЗ-2106, на этот раз размещенный перед задним мостом и способный развивать мощность 300 л. с, тогда как без компрессора мощность мотора составляла только 160 л. с. Впрочем, от стандартного двигателя остался только блок цилиндров, а от самой.

машины — общий силуэт кузова, выполненного из стекловолокна и установленного на трубчатую раму, а также фары. Samara S-Proto 1989 г. имела сходную с Samara-EVA компоновку, но ее двигатель развивал мощность 350 л. с. Экспортные продажи новых хэтчбеков и седана в целом были не такими успешными, как ВАЗ-2105.

Более высокая цена ставила его в более жесткие конкурентные условия, при том что меньшие по размеру машины западных производителей были гораздо совершеннее. С другой стороны, в странах, где способность крепкого автомобиля выполнять свои прямые функции была в глазах покупателей более значимым фактором, чем плавный ход и привлекательность оформления салона, «Самара» обретала свое место на рынке.

В частности, машины неплохо продавались в Австралии и Канаде, где их предлагали наряду с «Нивами». Гораздо выше была их популярность в самом Советском Союзе и странах Восточного блока; благодаря низкой цене, простоте обслуживания и способности справляться с плохими дорогами и сложными условиями движения спрос на них сохранился там и после уничтожения «железного занавеса».