Работа над полноприводными седанами

Работа над полноприводными седанами заставила завод задуматься о подготовке несколько более практичного с точки зрения профессионалов автомобиля, чем «Москвич-410», и в то же время более комфортабельного, маневренного и экономичного, чем массивный и откровенно утилитарный ГАЗ-69, Первый прототип, разработанный группой конструкторов под руководством главного инженера завода Игоря Гладилина, был создан явно под впечатлением от американского вездехода Jeep. Был использован двигатель «Москвича-407», совмещенный с 4-ступенчатой коробкой передач и 2-позиционной раздаточной коробкой.

Автомобиль развивал скорость 105 км/ч. За ним последовали два компактных прототипа в стиле Land Rover, почти на двадцать лет опередивших японские компактные внедорожники Были собраны один открытый «Москвич-415» и два «Москвича-416» — один со складывающимся мягким верхом и один с жесткой крышей.

Начались испытания, были выполнены чертежи, подготовлена официальная документация, необходимая для запуска в производство этих чрезвычайно практичных маленьких джипов. Однако, к сожалению, дальше прототипов дело не продвинулось, как это уже случилось в 1958 г. с микроавтобусом А9, базировавшимся на узлах и агрегатах «Москвича-407». Скорость микроавтобуса достигала 90 км/ч при расходе топлива 11 л на 100 км. С октября 1958 по январь 1959 г. он прошел по дорогам Подмосковья около 10 тысяч километров.

С началом нового десятилетия Минавтопром рекомендовал МЗМА сконцентрировать усилия на профильном для него производстве семейных легковых автомобилей.

У завода просто не хватало средств, оборудования и площадей для реализации других его проектов, тем более что теперь он стал добиваться заметных успехов за рубежом. Его «Москвич-407» первым из советских автомобилей стал заметным фигурантом на зарубежном автомобильном рынке, особенно когда в качестве опции — опять же впервые в практике советского автомобилестроения — была предложена двухцветная окраска.

Как на такую фривольность отреагировал бы Сталин?.. Успех базового «Москвича-407» стоял за решением отказаться от выпуска его полноприводных модификаций, ведь МЗМА и без того не справлялся со спросом на его 407-ю модель В течение нескольких лет более половины выпущенных автомобилей этой модели поставлялось на экспорт, причем не только в восточноевропейские страны, но и в Финляндию, Норвегию и Францию.

Особой популярностью «Москвичи» пользовались в странах Бенилюкса, где бельгийский импортер обнаружил широкий рынок для грубоватых и тем не менее стильных советских автомобилей, продававшихся под наименованием Scaldia.

На некоторых рынках экспортные версии «Москвича-407» были известны под названием Elite, так как французский «Peugeot» предусмотрительно зарезервировал за собой все цифровые обозначения моделей с нулем в середине.

В 50-х годах МЗМА выступал в роли ведущего конструкторского центра по проектированию легковых автомобилей, хотя численность его конструкторского отдела не превышала 90 человек.

Много сил было вложено в разработку крохотного «Москвича-444», со временем превратившегося в ЗАЗ-965. В дизайне кузова машины отчетливо проявляется влияние итальянского Fiat 600, поскольку завод, по-видимому, недооценивал таланты собственных дизайнеров. К тому же министерские инструкции в отношении проекта 444 в процессе работы над ним менялись шесть раз. В период с 1957 по 1959 г. было изготовлено пять прототипов.

В 1955 г. МЗМА стал пробовать свои силы в автоспорте: его конструкторы спроектировали настоящий гоночный автомобиль, «Москвич-Г1-405», заимствовав для него колеса, тормоза и подвеску у «Москвича-401». Двигатель 407 был использован на «Москвиче-Г2-405», созданном на базе П, но получившем гораздо более обтекаемый кузов из алюминия. Болид весил всего 660 кг и в ходе испытаний разогнался до скорости 223 км/ч. Поскольку двигатель располагался ближе к задней части машины, место водителя было смещено вперед.

Топливный бак объемом 120 л расположили рядом с двигателем.

Появление Г2 на трассе не могло остаться незамеченным — глушитель отсутствовал, и рев 70-сильного двигателя буквально взрывал воздух В 1961 г. последовал ГЗ с передним расположением двигателя, созданного на базе все того же 407-го. В конце 50-х МЗМА занимался и другими непрофильными проектами — от проектирования трансмиссии для самосвала МАЗ-525 до создания автоматов по продаже сигарет. Хотя 50-е годы отмечены стремительным ростом в плане и качества, и количества автомобилей, выпускаемых заводом, его главные успехи были еще впереди.

В следующем десятилетии МЗМА наконец сосредоточил свое внимание на «Москвичах»