Производство предшественницы «Волги»

Гамма «Волг» первой серии включала первоначальную модель ГАЗ-М21 с автоматической коробкой передач, модификацию с механической трансмиссией под обозначением ГАЗ-М21В и такси ГАЗ-М21 А. Все они имели 70-сильный двигатель объемом 2445 см/3. Были еще две экспортные модификации: ГАЗ-М21Д с механической трансмиссией и ГАЗ-М21Е с «автоматом». На обе ставился 80-сильный вариант того же двигателя; увеличение мощности достигалось за счет несколько большей степени сжатия — 7,2. Производство предшественницы «Волги» — «Победы» продолжалось параллельно с выпуском новой модели до 1958 г., и «Победы» последней серии (выпускались с 1955 по 1958 г.) имели облицовку радиатора в том же стиле, что и первые «Волги» 1957 г., — три хромированные горизонтальные балки. Верхняя крепилась к капоту, а концы нижней крепились под габаритными огнями.

Облицовку «Волги» дополняла пятиконечная звезда, и потому ранние экземпляры ГАЗ-М21 известны в среде энтузиастов автомобильной классики как «»Волга» со звездой».

Этот стиль облицовки появился после демонстрации экспериментальных машин в Кремле, где дизайнеры подверглись критике, особенно легендарным героем Второй мировой войны маршалом Жуковым, ставшим в 1955 г. министром обороны. Из Москвы на завод в Горьком был срочно направлен приказ изменить дизайн.

Пришлось подчиниться и, в частности, по требованию Жукова включить в рисунок облицовки звезду. Когда в 1957 г. после размолвки с Хрущевым по поводу перераспределения ресурсов в пользу гражданских проектов Жуков лишился былого влияния, из Кремля в Горький поступила новая директива: изменить облицовку радиатора «Волги», убрав с нее «жуковскую» звезду До 1958 г. с конвейера сошла 31 тысяча «Волг» со звездой, после чего завод приступил к выпуску машин второй серии.

Официально «Волги» второй серии начали производиться в 1959 г. и имели другую решетку радиатора: на смену горизонтальным балкам пришли вертикальные прорези.

Решетку либо окрашивали в цвет кузова, либо хромировали, Изменились также передние габаритные огни и бамперы, появились омыватели лобового стекла, бескамерные шины и хромированный молдинг на боковой части кузова.

Уже в процессе производства второй серии были внесены изменения в панель приборов: поменялся рисунок облицовки динамика, верхняя часть панели получила виниловое покрытие в стиле обивки всего салона.

Ближе к завершению выпуска серии на машину начали устанавливать телескопические амортизаторы, «Волги» второй серии выпускались до 1962 г. Гамма модификаций второй серии была широкой.

Стандартная модель носила обозначение ГАЗ-М21И и оснащалась двигателем мощностью 70 л. с, экспортный ГАЗ-М21К имел более мощный двигатель, развивавший 80 л. с, такси ГАЗ-М21А также имело 70-сильный двигатель, а ГАЗ-М21П был экспортной модификацией с правым рулем. В 1958 г. советская автомобильная промышленность удостоилась наград за «Волги» на Всемирной ярмарке в Брюсселе, где она демонстрировала свои достижения бок о бок с грандами мирового автомобилестроения.

В том же году начался выпуск экспортного варианта «Волги», и везде, где этот автомобиль продавался, он приобретал репутацию исключительно надежной, неприхотливой и чрезвычайно прочной машины.

В Бельгии «Волгу» прозвали «танком на колесах», для финнов и норвежцев она стала «танк во фраке», а в Англии, куда поставлялась версия машины с правым рулем, ее сравнивали с шайрским тяжеловозом. Кроме того, около 100 автомобилей с правым рулем было отгружено в Индонезию, немало такси ГАЗ-21 работало в Греции.

«Волги» проявили себя и в автомобильных соревнованиях, проводившихся как в самом Советском Союзе, так и в Европе. В 1959 г. «Волга» стала первой в классе на финише 160-километрового ралли «1000 озер» в Финляндии и третьей в классе в ралли «Акрополис» в Греции.