Появление и функционирование этого предприятия

Новой машине был присвоен заводской индекс ВАЗ-2101 и наименование «Жигули» — по названию расположенной неподалеку возвышенности. В 1970 г. завод собрал порядка 22 тысяч этих автомобилей.

К концу 1973 г. годовой объем производства достиг 660 тысяч, а 21 декабря 1973 г. с конвейера сошел миллионный автомобиль. В октябре 1974 г. вступила в строй третья производственная линия, и теперь за день завод производил 2230 машин — по 160 автомобилей каждый час, или одни новенькие «Жигули» каждые 22 секунды Тогда же число выпущенных машин достигло полутора миллионов.

По такому случаю рабочих собрали на торжественную церемонию награждения лучших в присутствии высокой правительственной делегации из Москвы.

Завод был и остается крупнейшим в Европе, в 2008 г. его годовая производительность составляла 750 тысяч автомобилей. Появление и функционирование этого предприятия — одно из крупнейших достижений Советского Союза.

Завод раскинулся на площади 600 га, каждая из трех его линий окончательной сборки имеет длину 1,7 км, в лучшие времена завод давал работу 180 тысячам человек.

Уникальность его в мировом масштабе заключается в том, что здесь же производится и большая часть комплектующих. «С одной стороны ввозятся железная руда, уголь и другие сырьевые материалы, а с другой выезжают автомобили» — так в 2008 г. описывал работу этого предприятия журнал «Automotive News Еигоре».

ВАЗ-2101 придал мощный импульс работе Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), международной организации, основанной для развития торгового и экономического сотрудничества между соцстранами. Помимо государств Восточного блока, в нее входили Монголия и Куба.

На первый взгляд СЭВ был аналогом Европейского экономического сообщества (ныне Европейский союз) капиталистических стран и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), но с одним существенным отличием.

Отношения между соцстранами были основаны не на конкуренции, а на плане, предписывавшем каждой стране выполнение определенных функций и реализацию конкретных проектов ради интеграции их экономик. Как заявлял в 1975 г. «Автоэкспорт», «развитие международного разделения труда между социалистическими странами, координация национальных экономических планов, специализация и производственная кооперация…

станут основой для еще более быстрого роста и процветания». Торговля базировалась не столько на денежных сделках, сколько на специализации и возможности для каждой страны привносить то лучшее, чем она располагает, в общую социалистическую копилку.

В частности, ВАЗ часто обменивал свои комплектующие на другие. Например, Польша поставляла заводу амортизаторы и блок-фары, а взамен получала лобовые стекла и подшипники для собственных автомобилей Polski-Fiat 125Р.

Странам, не производившим легковые автомобили, например Венгрии, взамен комплектующих отгружали сами машины.

Неудивительно поэтому, что многие фабрики и заводы по всей Восточной Европе, прежде имевшие гарантированные рынки сбыта и свое прочное место в структурированной экономической системе, после ее краха либо значительно сократили масштабы производства, либо вообще закрылись. Первая эмблема ВАЗа содержала изображение традиционной волжской ладьи серого цвета на красном фоне в обрамлении пятиугольника, на который было наложено название города Тольятти.

Первую партию эмблем изготовили в Турине, заменив русскую букву «Я» на латинскую «R». Сегодня эти первые образцы — большая редкость. Если найдете, станете обладателем настоящей коллекционной вещи.