Первый ВАЗ-2101

Производство моделей с двигателем объемом 1198 см/3 и правым расположением руля — седана ВАЗ-21012 и универсала ВАЗ-21014 — началось 22 мая 1973 г. Предполагалось экспортировать их и Японию, Австралию и на рынок, оказавшийся для автомобилей Lada наиболее успешным, — британский. В том же году универсал ВАЗ-2102 и возглавлявший модельный ряд ВАЗ-2103 наряду с УАЗ-469 экспонировались в Нью-Йорке. В Америке, однако, продажи так и не начались: на сферу автоиндустрии политическая «разрядка» не распространилась.

В Канаде тольяттинские машины начали продавать в 1978 г., и некоторые канадские водители жаловались на проблемы с их заправкой в некоторых районах США, где патриотичные американцы просто отказывались отпускать топливо для «коммунистического автомобиля» Возможно, сказались поставки ВАЗов на Кубу, где те появились уже в 1971 г. Куба стала для компании крупным рынком.

К 1983 г. на острове удалось развернуть фирменную сеть из 87 станций технического обслуживания.

Брат Фиделя Кастро Рауль, до отхода Фиделя от дел в начале 2008 г. второй человек в руководстве страны, еще в 2006 г. самостоятельно ежедневно ездил на работу на собственном седане Lada.

Другим важным экспортным рынком была Ангола, первая тысяча автомобилей поступила туда в 1977 г. В этой африканской стране машины не только работали в качестве такси, но и пользовались популярностью у инженеров и других квалифицированных специалистов.

Хорошим рынком для автомобилей Lada была и по сей день остается Греция. В дополнение к ВАЗ-2103, производство которого продолжалось до 1984 г., в декабре 1975 г. пришел ВАЗ-2106.

Тогда никто еще не мог предвидеть, что он станет самым популярным и самым массовым продуктом завода. Последняя «шестерка» была собрана в декабре 2005 г. на заводе ИЖ-Авто.

ВАЗ-2106 имел более мощный (78 л, с.) двигатель объемом 1570 см/3, именовавшийся по названию модели.

Поршни были заимствованы у двигателя ВАЗ-21011 объемом 1294 см/3, а крепились они к коленчатому валу мотора ВАЗ-2103 объемом 1452 см/3. Хотя мощностью он не намного превосходил двигатель ВАЗ-2103, крутящий момент (115 Нм) был существенно выше, чем у ВАЗ-2103 (104Нм), что делало двигатель ощутимо отзывчивее. ВАЗ-2106 немало унаследовал от своего предшественника, однако в отдельных деталях весьма от него отличался.

Так, облицовка двойных фар и радиатора теперь были выполнены из матового черного пластика, а не из хромированного металла, несколько другими стали задние фонари, фонарь заднего хода был совмещен с лампой освещения номерного знака. Бамперы стали объемнее и получили съемные пластиковые уголки.

Салон же остался прежним. Эти седаны занимали верхнюю строчку восточноевропейских рейтингов самых комфортабельных и престижных автомобилей, и к концу 70-х годов ВАЗ-2106 обрел устойчивую репутацию элегантного и быстрого автомобиля, несмотря на то что был дороже других «Жигулей» и не таким практичным.

Максимальная скорость машины достигала 150 км/ч, до 100 км/ч она разгонялась за 16 секунд. По сравнению с «Москвичами» — в сущности, боровшимися за тех же покупателей — автомобили ВАЗ имели лучшие динамические характеристики и более комфортабельный салон.

За свою долгую жизнь «шестерка» претерпела мало изменений, одно из них — более современные и эффективные штекерные разъемы электропроводки, появившиеся в 1977 г. В 1979 г. ВАЗ приступил к производству менее мощных версий модели: ВАЗ-21061 с 75-сильным двигателем объемом 1500 см1, которым оснащался ВАЗ-2103, и ВАЗ-21063 с двигателем ВАЗ-2101 1 объемом 1300 см/3 и мощностью 64 л. с. Эти модификации ценились не так высоко, как исходная 1,6-литровая модель, но производились крупными партиями, хотя ВАЗ-21063 никогда особой любовью у потребителей не пользовался. Тем не менее при перманентном дефиците в Советском Союзе любых автомобилей отчаявшиеся получить что-то лучшее покупатели довольствовались комбинацией сравнительно высокой цены и тяжелого кузова, который вынужден был тянуть на себе довольно маломощный двигатель, утешая себя тем, что это все же лучше, чем ничего или «Москвич», к тому времени стремительно терявший популярность.

В 1993 г. ВАЗ-21063 все же сняли с производства. Что касается ВАЗ-21061, то он, немного уступая в скорости ВАЗ-2106, но будучи дешевле, охотно покупался и тем самым сделал всю линейку «шестерок» престижной в глазах большинства советских автомобилистов и самой продаваемой моделью вазовской «классики».

В стремлении создать более быстрые, более динамичные «Жигули» ВАЗ пошел гораздо дальше модели 2106. Версии его машин для ралли и шоссейных гонок впервые появились в 1975 г. Советским инженерам удалось повысить мощность двигателей объемом 1300 и 1600 см соответственно до 135 и 150 л. с. Самым «заряженным» получился специальный раллийный автомобиль 2105 Т-16 с 16-клапанным компрессорным двигателем объемом 1800 см/3, мощность которого была доведена до 240 л. с. Не забывали на заводе и о бюджетных потребителях, как и о тех, для кого не так уж важно было вырываться вперед при зеленом сигнале светофора.

В 1977 г. начался выпуск ВАЗ-21013, автомобиля с кузовом ВАЗ-21011 с его улучшенной системой вентиляции и обрезиненными бамперами, но с двигателем ВАЗ-2101 объемом 1198 см/3. Тогда же, в 1977 г., под обозначением ВАЗ-21016 появилась специальная «полицейская» версия «Жигулей», с кузовом 11-й модели и двигателем объемом 1452 см/3 модели ВАЗ-2103.

Годом позже КГБ получил еще более мощный автомобиль, ВАЗ-21018, на который устанавливался двухроторный двигатель ВАЗ-311 с электронным зажиганием.

В том же году гамма то-льяттинских автомобилей с кузовом универсал пополнилась ВАЗ-21021 с двигателем объемом 1294 см/3 и ВАЗ-21023 с двигателем объемом 1452 см/3. Их экспортные варианты оснащались смывателями и очистителями заднего стекла, а некоторые ВАЗ-21023 к тому же получали тканевую обивку сидений и панель приборов от ВАЗ-2106.

Интересным единичным продуктом завода стал в 1978 г. ВАЗ-2801, трехдверный фургон, производный от ВАЗ-2102, с электродвигателем.

К концу 70-х годов ВАЗ располагал широкой гаммой моделей и модификаций, пользовавшихся популярностью не только внутри страны, но и на зарубежных рынках.