Первый прототип М20

Первые такие модели делались из ольхи, которая деформировалась, и инженерам-технологам приходилось в последний момент вносить изменения и поправки в конфигурацию больших пресс-форм. В результате машина была подготовлена к производству с двухмесячной задержкой Первый прототип М20 имел 6-цилиндровый двигатель и колеса от ГАЗ-MI. Молдинги решетки радиатора огибали габаритные фонари, и этот дизайн сохранился на первых серийных автомобилях, выпущенных в 1946 г. и в начале 1947-го. Машина выглядела прекрасно — простые, но чистые и плавные линии кузова смотрелись очень современно. Была продумана и цветовая гамма, пастельные тона также были призваны подчеркивать современный облик автомобиля.

В техническом плане конструкция изобиловала новыми решениями. Появились электрические указатели поворотов, стоп-сигналы и большой багажник с местом для запасного колеса.

Еще одно новшество — электрические дворники.

Прежде они были либо механическими, либо пневматическими, и скорость их работы зависела от скорости движения автомобиля. На некоторых британских моделях Ford архаичный привод сохранялся до конца 50-х годов.

Немало споров велось по поводу силового агрегата для новой машины.

В итоге выбор делался между 6-цилиндровым, подобным тому, что завод разработал для ГАЗ-11-73, и его же 4-цилиндровым вариантом. Массовое производство 6-цилиндрового мотора в годы войны для оснащения им легких танков доказывало, что базовая конструкция хорошо отлажена.

С другой стороны, 4-цилиндровый двигатель был более компактным и потреблял меньше топлива. Конструкторы решили окончательный выбор предоставить Сталину.

Хотя первые автомобили — были испытаны 6 ноября 1944 г., только 19 июня 1945-го, за пять дней до Парада Победы на Красной площади, новая машина была показана Сталину и другим руководителям СССР.

Для опробования им представили и 6-, и 4-цилиндровые версии. Двигатель последней имел объем 2112 см/3, развивал мощность 50 л. с. и потреблял 11л топлива на 100 км. Шестицилиндровый двигатель объемом 3485 см/3 имел мощность 82 л. с. и расходовал 12 л бензина.

Во всем остальном машины были одинаковыми. Говорят, что Сталин скептически отнесся к 6-цилиндровому варианту — он показался ему автомобилем больше для эксклюзивного, чем для массового пользования.

Не понравился ему и увеличенный расход топлива: Советский Союз переживал трудности с его поставками, и будущее в этом отношении было неопределенным.

Как следствие предпочтение было отдано 4-цилиндровому двигателю. Вскоре после этого, в августе, правительство одобрило массовое производство новой машины, начало которого было назначено на июнь 1946 г. Первоначально предполагалось дать М20 название «Родина», а «Победа» была резервным вариантом.

На том, чтобы машина называлась «Победой», настоял Сталин. От решения сделать автомобиль до воплощения этого решения в жизнь пришлось преодолеть сложный путь.

Команда ГАЗа сталкивалась с серьезными проблемами при подготовке запуска «Победы» в производство, состоявшегося в июне 1946 г. Проект предполагал участие в его реализации чуть ли всех правительственных структур.

Даже такие, казалось бы, тривиальные вопросы, как производство стали для колесных дисков и металла для тормозных колодок, требовали вмешательства Министерства металлургии, а поскольку выбранные для автомобиля фары были запатентованы в США, требовалось содействие Министерства электротехнической промышленности. Как бы то ни было, 28 июня 1946 г. Горысовский автомобильный завод приступил к выпуску «Победы», что сделало ГАЗ одним из первых в мире автопроизводителей, представивших после окончания Второй мировой войны абсолютно новые модели.

Покатая задняя часть «Победы» появилась задолго до таких послевоенных первопроходцев, как британский Standard Vanguard и американский Studebaker. Несмотря на надежность, «Победа» с ее максимальной скоростью лишь 105 км/ч даже по меркам того времени была довольно медленной машиной.

Конструкторы оснастили ее 3-сту-пенчатой коробкой передач. Длина автомобиля составляла 4,66 м, а вес — 1460 кг. При этом «Победа» имела отличные обводы кузова с коэффициентом аэродинамического сопротивления 0,31 — лучшим, чем даже у некоторых сегодняшних автомобилей Кроме того, новая независимая подвеска передних колес делала машину достаточно комфортабельной.

На всех колесах стояли гидравлические тормоза.