Первые рабочие прототипы ГАЗ-24

Более крупный двигатель УМЗ-4218 объемом 2890 см/3, появившийся в 1996 г. (его заволжский аналог — ЗМЗ 4104.10), являлся лишь увеличенной версией исходного мотора. В формате УМЗ-4213 она в конце 2006 г. оснащалась электронным впрыском топлива и устанавливалась на уже почтенных представителей уазовской гаммы коммерческих автомобилей, приводя их в соответствие с нормами Евро-2 и экологическими требованиями российского законодательства, утвержденными в июле того же года.

Среди других постсоветских двигателей ЗМЗ — инжекторный 16-клапанный ЗМЗ-4062.10 объемом 2287 см/3 и мощностью 131 л. с, предлагавшийся для «Волги» после 1996 г., немного больший ЗМЗ-40552.10 объемом 2463 см/3 и мощностью 145 л. с, который ставится на коммерческие автомобили ГАЗ малой грузоподъемности, и самый большой в производственной гамме завода ЗМЗ-409.10 объемом 2690 см/3, которым оснащаются уа-зовские джипы Patriot. Все они являются прямыми наследниками того самого ЗМЗ-24. По сути, даже дизельный ЗМЗ-5143, появившийся на УАЗ Hunter в 2006 г., является производным от исходного двигателя «Волги» Новая «Волга», как и ее предшественница, имела задний привод, но оснащалась не прежней 3-ступенчатой, а полностью синхронизированной 4-ступенчатой механической коробкой передач.

В первые годы производства новой модели ГАЗ планировал разработку версий с «автоматом», механической коробкой с рычагом переключения на рулевой колонке и 3-ступенчатой механической коробкой с автоматической повышающей передачей, однако ни одна из этих идей так и не была реализована.

По американским стандартам новая «Волга», длина которой составляла 4,76 м, считалась маленькой машиной, но по европейским меркам это был большой автомобиль. Несмотря на меньшие длину и высоту по сравнению с прежней моделью, его салон был не менее просторным, к тому же он имел лучшую отделку, при том что в целом выглядел значительно проще.

Руль, однако, оставался все таким же большим, с тонким ободом из блестящего пластика, некомфортным в использовании.

Его размер был оставлен вынужденно, поскольку усилитель рулевого управления не предлагался даже в качестве дополнительной опции.

Положение водителя также нельзя было назвать удобным, так как рулевая колонка входила в салон не по прямой, вследствие чего руль располагался не по оси водительского сиденья и был слегка развернут от водителя.

Даже при отодвинутом сиденье людям высокого роста за рулем было тесновато, что кажется странным для автомобиля такого размера. Очевидно, что конструкторов больше заботил комфорт высокопоставленных пассажиров, пользовавшихся «Волгой» как служебным автомобилем с персональным водителем.

Кроме того, чересчур высоким было положение сидений, что опять же создавало дискомфорт для водителей высокого роста, поскольку они касались головой обивки крыши; неудобно было и водителям крупной комплекции: они ощущали руль ногами и животом.

Тем не менее механически М24 был очевидным шагом вперед в сравнении с предыдущей «Волгой».

Критики указывали на утрату индивидуальности, которой, бесспорно, обладала прежняя модель.

Это субъективное суждение — людям, приобщившимся к автомобилю в 50-х годах, ГАЗ-24 действительно мог казаться невыразительным, однако теми, кто сел за руль спустя два десятилетия, машина воспринималась как воплощение минималистского стиля.

ГАЗ-24 «Волга» был идеально приспособлен для русских дорог.

Благодаря длинному ходу подвески он с легкостью преодолевал ухабы.

Это была не самая простая в управлении машина: кренившаяся на поворотах, требовавшая постоянного подрули-вания для сохранения прямой траектории при движении на большой скорости. Из-за ощущения плавания по дороге и напоминавшего корму угловатого багажника машина быстро получила прозвище «баржа».

Несмотря на мягкость подвески, немалый вес и сомнительную резвость в стандартной комплектации, «Волги» выступали в роли участниц национальных автоспортивных соревнований. В период с 1968 по 1970 г, из ворот завода выходили первые, опытные образцы новой «Волги».

В 1968 г. было собрано 32 машины, в 1969-м еще 215. Полномасштабное производство началось 15 июля 1970 г., и до конца года было собрано 18 486 автомобилей. Тогда же, 15 июля, с конвейера сошел последний ГАЗ-21, занявший почетное.

место в заводском музее. В 1971 г. ГАЗ-24 начал свое триумфальное шествие по дорогам Советского Союза, а его производитель обрел другое название.

Новая «Волга» удостоилась высших призов в болгарском Пловдиве (1969) и в Лейпциге (1970).

Автомобиль экспортировался в целый ряд стран, в том числе до 1992 г. в несколько западноевропейских, преимущественно в Бельгию.

Модель ГАЗ-М24Д собиралась в Бельгии в 60-80-х годах и оснащалась теми же дизельными двигателями Peugeot Indenor, которые ставились на минивэны Citroen Н, легковые автомобили Ford Granada Mk 2, Peugeot 404 и 504, a также на фургоны J7 и J9. Как и прежние М21, М24Д прибывали в гавань Антверпена без двигателей. ГАЗ-24 продавались почти во всех странах социалистического лагеря, включая Кубу и Китай.

Объем их годового производства составлял 75 тысяч машин.