Оказаться за рулем или в салоне

Решение о разработке собственной конструкции было смелым шагом со стороны Липгарта, все еще сохранявшего за собой пост главного конструктора, несмотря на недовольство Сталина по поводу недостатков ранних «Побед». В конструкции нового автомобиля, получившего обозначение ГАЗ-М12 ЗИМ, около 50% компонентов были заимствованы у грузовика ГАЗ-51 и «Победы», главным образом элементы двигателя, трансмиссии и ходовой части. ЗИМ расшифровывается как завод имени Молотова, и модель, в сущности, тоже названа в его честь (тогда он занимал пост министра иностранных дел). 7 ноября 1949 г., в очередную годовщину советского государства, экспериментальный ЗИМ впервые был представлен народу в качестве участника праздничной демонстрации в Горьком.

Основу новой машины составляло удлиненное днище кузова «Победы», автомобиль был оснащен рядным 6-цилиндровым двигателем объемом 3485 см/3 и мощностью 95 л. с, созданным на базе мотора, разработанного на ГАЗе еще в 1937 г. После войны оригинал ставился на грузовые ГАЗ-51 и ГАЗ-63, на которых развивал мощность только 70 л. с. Увеличение мощности на новом автомобиле было достигнуто за счет расширения каналов впуска, использования двухкамерного карбюратора и увеличения степени сжатия до 6,7, хотя двигатель по-прежнему мог работать на обычном тогда в Советском Союзе топливе с октановым числом 70, Без серьезного риска снижения надежности получить от двигателя больше 95 л, с. было нельзя. Чтобы динамические возможности машины соответствовали требованиям к автомобилю такого класса, ее вес не должен был выходить за определенные рамки.

Заводу удалось достичь желаемого результата и при этом разместить все сиденья в пределах колесной базы длиной 3,2 м. Усилия конструкторов дали свои плоды: потребление топлива оказалось на вполне приемлемом уровне 19 л на 100 км — очень неплохо для автомобиля весом 1940 кг, развивавшего скорость 125 км/ч и разгонявшегося до 100 км/ч за 37 секунд. Максимальная мощность двигателя достигалась при 3600 об/мин, что обеспечивало спокойную и комфортную поездку.

Независимая передняя подвеска оснащалась пружинами, сзади стояли продольные полуэллиптические рессоры.

Плюс гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Впервые советский легковой автомобиль оснастили стальными колесными дисками диаметром 15 дюймов, на всех прежних советских машинах стояли 16-дюймовые колеса.

Уменьшение диаметра повлекло за собой разработку барабанных тормозов нового типа, спереди — с двумя ведущими тормозными колодками и двумя рабочими тормозными цилиндрами.