«ОКА» МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ

«Самара» оказала большое влияние на автомобиль, последним одобренный к производству советским правительством. По иронии судьбы эта машина в полной мере могла претендовать на статус «народного автомобиля». В начале 80-х годов конструкторы и инженеры ВАЗа стали подумывать о проектировании автомобиля, в корне отличающегося от всего, что выпускал тогда завод, автомобиля, размер которого был бы меньше всех прочих машин, производившихся на тот момент в Советском Союзе, и тем не менее способного с относительным комфортом перевозить четырех человек.

Таким образом в стране должна была реализоваться быстро развивавшаяся концепция «городского автомобиля». В 1981 г. конструкторы завода под руководством Юрия Кутеева приступили к работе.

Тогда же произошли серьезные перемены на Серпуховском заводе (СеАЗ), выпускавшем для инвалидов мотоколяски С-ЗД: там решили, что его продукция безнадежно устарела, являясь не более чем инвалидным креслом с мотором и крышей.

Группа инженеров СеАЗа, поддерживаемая главным инженером завода Александром Поповым, обратилась в Автопром с предложением разработать для своего предприятия совершенно новый продукт.

У них нашлись сторонники в коридорах власти, и в 1983 г. специалисты СеАЗ прибыли в Тольятти, где занялись проектированием нового автомобиля для людей с ограниченными физическими возможностями.

Отправным пунктом стала разработка НАМИ — маленький экспериментальный автомобиль «Ока», предназначавшийся исключительно для инвалидов.

Своим названием машина была обязана реке, протекающей неподалеку от корпусов серпуховского завода.

Экспериментальная «Ока» была короткой, узкой и по-прежнему имела мотоциклетный двигатель.

Самая большая проблема для инженеров крылась именно там, в моторном отсеке, поскольку на тот период в стране не было собственного маленького двигателя, который подошел бы для автомобиля такого класса.

Между тем ВАЗ завершал подготовку к началу производства новой модели — ВАЗ-2108 «Самара», первого советского серийного переднеприводного автомобиля, двигатель для которого разрабатывался с помощью специалистов «Porsche».

Главный инженер завода Андрей Розов разработал оригинальный 2-цилиндровый двигатель, однако, когда стало ясно, что новый городской автомобиль предстоит выпускать серийно, от предложенной им конструкции отказались.

Для массового производства следовало найти более простой вариант изготовления силового агрегата, а потому в его основе должен был лежать уже существующий вазовский мотор. Поэтому в 1983 г. инженеры взяли двигатель ВАЗ-2108 объемом 1288 см/3 и, грубо говоря, разрезали его пополам, создав в итоге работоспособный 2-цилиндровый мотор объемом 649 см/3 с одним распределительным валом в головке блока цилиндров, способный развивать мощность 30 л. с. Теперь, с появлением практичного и доступного двигателя, «Ока» на волне охватившего предприятие творческого подъема могла уверенно продвигаться в направлении конвейера.