Ограниченные жесткими рамками проекта, инженеры СеАЗа

Дополнительное вдохновение конструкторы, по-прежнему создававшие автомобиль для инвалидов, искали на Востоке, в Японии, являвшейся одним из мировых лидеров в производстве микроавтомобилей. В качестве образца при формировании внешнего облика машины, над которым работал Юрий Верещагин, использовался Daihatsu Cuore с дизайном, в наибольшей степени соответствовавшим представлениям советских специалистов о внешности будущей «Оки». Сначала подумывали о пластмассовом кузове, однако СеАЗ хотел получить машину максимально простую в изготовлении и максимально долговечную.

Пластик не вызывал на заводе симпатии из-за дороговизны и, как там полагали, малого срока службы. Одно время, вопреки общемировой тенденции, хотели даже установить на машину металлические бамперы.

Ограниченные жесткими рамками проекта, инженеры СеАЗа продолжили работу, хотя порой казалось, что до реального производства так дело и не дойдет.

Затем на ВАЗ приехал отраслевой министр Виктор Поляков. Взглянув на выполненный из пластилина макет «Оки», он понял, что перед ним настоящий народный автомобиль, способный хотя бы отчасти разрешить стоявшую перед страной грандиозную задачу — насытить рынок товарами.

После этого масштаб проекта вышел за рамки простого замещения ограниченной по сфере применения мотоколяски С-ЗД, расширившись до создания новой машины начального уровня.

Поскольку ЗАЗ-968М был больше своего предшественника ЗАЗ-965, а предполагаемый его преемник ЗАЗ-1102 также не претендовал на дешевизну и простоту пользования, стать автомобилем, который смог бы позволить себе каждый, предстояло «Оке». Первые прототипы не принесли удовлетворения: задняя подвеска оказалась недостаточно хорошей, багажник получился слишком маленьким, а передний подрамник слишком замысловатым. По сути, прежде чем была согласована окончательная конструкция, пришлось создать три серии прототипов.

Длина машины увеличилась на 100 мм, задняя подвеска была изменена и теперь походила на уменьшенный аналог подвески ВАЗ-2108. Определенные проблемы возникли и с фарами.

Их разработал НАМИ, пытавшийся ввести единый стандарт для всех выпускавшихся в Советском Союзе грузовиков, легковых автомобилей и автобусов.

Словом, фары проектировщикам «Оки» навязали, однако им удалось органично вписать их прямоугольники в дизайн кузова автомобиля. Окончательно оформившаяся «Ока» получилась аккуратной и симпатичной, маленькой — длиной всего 3200 мм, шириной 1422 мм, — но очень вместительной.

Удачное соотношение веса, возможностей двигателя и размера колес даже придало ей неплохие внедорожные качества, правда, специально эта цель не преследовалась. Гораздо большее значение имело отличное поведение машины на высокой скорости.

Хотя некоторые специалисты опасались, что такой узкий автомобиль будет неустойчив, испытания показали, что машина склонна к опрокидыванию не больше других автомобилей.

Работа, выполненная в период создания ВАЗ-2108, и участие в ней «Porsche» определенно позитивно сказались и на «Оке». Машина подверглась самым разнообразным тестам и испытаниям, в том числе прошла по горным дорогам Грузии, после чего в марте 1984 г. было получено разрешение на начало ее производства под обозначением ВАЗ-1111.