Общее количество собранных для КГБ

В 1985 г. конструкторы обновили базовый ГАЗ-24 «Волга», получившую обозначение ГАЗ-24-10 и поступившую в широкую продажу. В части кузовного металла все осталось прежним, но был внесен ряд существенных изменений в плане механики и оформления, в большинстве своем уже внедренных на ГАЗ-3102.

Одним из объяснений преимущественно косметического подхода к обновлению ГАЗ-24 вместо более глубокой модернизации является то, что в 1985 г. началась работа над совершенно новой «Волгой», ГАЗ-3105, которая должна была заменить и ГАЗ-3102, и ГАЗ-14 «Чайка». Полноприводный ГАЗ-3105 с двигателем V8 был ориентирован на выполнение функций представительского служебного автомобиля.

Однако предполагалось пополнить семейство и массовыми модификациями — ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104 с меньшими по объему двигателями и только с передним приводом. К сожалению, политические события начала 90-х годов не позволили реализовать эти планы.

В период с момента презентации модели (1992) до 1996 г. вручную было собрано только 55 экземпляров ГАЗ-3105 и его разновидностей.

Обновленный ГАЗ-24-10 оснащался гаммой модернизированных двигателей ЗМЗ. ЗМЗ-402 мощностью 100 л. с. требовал 92-го бензина и позволял машине развивать максимальную скорость 146 км/ч, а ЗМЗ-4021 мощностью 90 л. с. довольствовался более дешевым 76-м бензином, и скорость оснащенных им машин была несколько ниже — 138 км/ч. Стандартным было бесконтактное электронное зажигание. На машину устанавливалась двухконтурная тормозная система с усилителем, но при тех же тормозах барабанного типа на всех колесах.

Был усовершенствован задний мост, на диски ставились более широкая резина 205/70 R14 и пластмассовые колпаки.

Панель приборов и руль были заимствованы у ГАЗ-3102 — наконец исчез ужасный тонкий руль из гладкого блестящего пластика, стоявший на ГАЗ-24 с момента начала его производства в 1970 г. Однако с установкой приборной панели ГАЗ-3102 система отопления потеряла свою прежнюю эффективность, а это, с учетом российских условий, было большим минусом.

Передние сиденья обрели подголовники, хромированная облицовка радиатора была заменена на новую по дизайну, из черного матового пластика. Новыми стали и бамперы, двери лишились форточек, но приобрели новые замки.

Хотя автомобиль был представлен в 1985 г., производить его начали только в следующем, 1986-м, до этого выпуская переходные машины, чаще всего сочетавшие в себе механические узлы ГАЗ-24-10 с кузовом и отделкой ГАЗ-24. Официально данной модификации не существовало и обозначения она не имела, неофициально же именовалась ГАЗ-24М. Универсал ГАЗ-24-02 в 1986 г. был также осовременен, преобразовавшись в ГАЗ-24-12. Его производство началось в 1987 г., хотя на экспортные экземпляры новая пластиковая облицовка радиатора устанавливалась с 1985 г. Выпуск и седанов, и универсалов продолжался до 1992 г. Свою версию ГАЗ-24-10 получил и КГБ. Машина имела обозначение ГАЗ-24-34, два топливных бака и трансмиссию, производную от силовой передачи ГАЗ-14 «Чайка». Обычно использовался 195-сильный двигатель ЗМЗ-503.10, хотя ряд машин предположительно оснащался двухкарбюраторным ЗМЗ-505.10 мощностью 220 л. с. Это было еще «круче», чем ГАЗ-3102 с 8-цилиндровым двигателем.

Суперавтомобили производились с 1987 по 1992 г. «Волги» ГАЗ-3102 никогда официально не экспортировались за пределы Восточного блока, а продажи ГАЗ-24 и его преемника ГАЗ-24-10 вне стран — членов СЭВ в 80-х годах сошли на нет. Универсалы оставались самыми популярными машинами марки на западных рынках; в Бельгии они продавались до 1992 г. с дизелями Peugeot XDP 88 объемом 2000 см/3 и XD2P 2.3 1 объемом 2300 см/3. В 1985 г. М. Горбачев начал продвигать идею организации совместных предприятий с западными компаниями как способа внедрения в застойную советскую экономику новых технологий и методов управления.

Спустя три года, в апреле 1988 г., между американской и советской сторонами на высшем уровне был подписан протокол о развитии торгово-экономических связей.

Элитная группа компаний, в которую входил и «Ford», сформировала особый Американский экономический консорциум с конкретной целью организации совместных предприятий. «Ford» и ГАЗ начали рассматривать проект выпуска на новом заводе близ Горького моделей Granada и Scorpio, которые должны были заменить «Волгу».

Однако в марте 1989 г. «Ford» отказался от реализации проекта.

ГАЗ в очередной раз остался с «престарелой» «Волгой» и единственной перспективой — предложения этой машины страждущим советским автолюбителям. Если ГАЗ-3102 по-прежнему распространялся исключительно среди официальных пользователей, то свободное предложение «пролетарского» ГАЗ-24-10 значительно расширилось.

В 80-х годах официальная цена на ГАЗ-24 составляла 15 300 рублей, а на пришедший ему на смену ГАЗ-24-10 — 16 300 рублей. Многие в России считают, что с 1985 г. качество автомобилей ГАЗ стало снижаться и что ГАЗ-24-10 был не так надежен, как его предшественник ГАЗ-24. Но впереди были 90-е, готовившие гораздо более серьезные проблемы.