Новый ЗИС

Новый ЗИС получил 8-цилиндровый двигатель объемом 6005 см/3 и мощностью 140 л. с. со степенью сжатия 6,85 и развивал скорость 140 км/ч. Фактически это были автомобили ручной сборки весом 2,5 т, длиной 6 м и с радиусом поворота 7,4 м В отличие от большинства представительских автомобилей Европы и Америки, ЗИС не имел автоматической коробки передач. Большинство машин этой модели были 4-дверными 7-местными лимузинами, обслуживавшими верхушку советского руководства.

Их водителям редко приходилось пользоваться специальной сиреной и установленной за решеткой радиатора мощной фарой, поскольку другие водители, заметив в зеркале заднего вида ЗИС-110, спешно уступали ему дорогу.

Были такие автомобили и в частной собственности отдельных представителей советской элиты.

Так, обладателем ЗИС-110 был создатель советской атомной бомбы Игорь Курчатов.

По личному указанию Сталина одна такая машина была передана московскому патриарху Алексию I в знак признания его заслуг как главы Церкви в период борьбы с нацистами.

Очень небольшое число ЗИС-110 было изготовлено для работы в качестве такси.

В период с 1947 по 1955 г. было также выпущено около 40 4-дверных ЗИС-ПОБ с открытым кузовом типа фаэтон. После 1955 г. они участвовали в военных парадах, заменив лошадей, на которых раньше принимали парады высшие представители советского генералитета.

Открытые машины обслуживали и высоких зарубежных гостей, приглашенных посмотреть на парады, например кубинского лидера Фиделя Кастро и первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру. Несколько ЗИС-ПОБ наряду со своими закрытыми собратьями работали даже в качестве такси.

Под обозначением ЗИС-ПОВ существовал и другой открытый вариант машины с кузовом кабриолет — с жесткими оконными рамами и с сохранением стеклянной перегородки между водителем и пассажирами. Он представлял собой нечто среднее между ПО и П0Б. На базе ЗИС-110 было также создано несколько автомобилей «скорой помощи» — в салон ЗИС-110А пациент на носилках загружался через багажник В единственном экземпляре были собраны катафалк и кабриолет с электроприводом складного верха, созданный для Климента Ворошилова, председателя Президиума ВС СССР с 1953 по 1960 г. Почти все лимузины окрашивались в черный цвет, лишь некоторые были темно-синими, а автомобили «скорой помощи», естественно, белыми; открытые модификации для парадов делали серыми, но прочие — также черными.

Самыми же внушительными ЗИС-110 были его бронированные экземпляры. Спецификация на бронированные ЗИСы создавалась лично Лаврентием Берией, который, как говорили, имел обыкновение разъезжать на своем ЗИСе по улицам Москвы и высматривать хорошеньких женщин.

Когда какая-то ему нравилась, он останавливал машину, и женщину «приглашали» в московскую резиденцию Берии (сегодня это здание посольства Туниса) для любовных утех. В случае отказа женщину вполне могли усадить в машину силой.

Первые 5 бронированных ЗИС-110С были выпущены в 1947 г. для опробования новых технологических идей. За ними последовали бронированные ЗИС-115 — за период с 1949 по 1952 г. удалось создать 38 таких машин.

Это был «штучный товар», даже самые мелкие детали кузова маркировались номером конкретного автомобиля. Вообще-то советские спецслужбы вели строгий учет всех автомобилей ЗИС, независимо от модели.

Поименно были известны все, кто участвовал в их создании, детально описывался характер сервисных и ремонтных работ.

Ко всем этим документам, как и к самим машинам, относились как к объекту государственной тайны.

Встраивавшиеся в двери, пол и корпус кабины бронеплиты, а также 75-миллиметровое стекло каждого ЗИС-115 тестировались под пулеметным огнем на одном из военных объектов в Москве. Ходили слухи, что Сталин сажал разработчиков броневой защиты в автомобиль и приказывал солдатам стрелять по нему из пулеметов, ни одна пуля не должна была проникнут, внутрь салона.

Открывать и закрывать тяжелые двери было непросто, так что недостаточно сильные пассажиры нуждались для этого в помощи охранников или водителя.

А вот при открывании и закрывании окон посторонняя помощь не требовалась, так как в двери были вмонтированы мощные гидравлические домкраты — обычные системы не могли справиться с массивными пуленепробиваемыми стеклами. В салоне счастливых пассажиров окружали самые лучшие и дорогие материалы.

Пол был застелен специально изготовленным мягким ковром. Если передние сиденья были обтянуты просто черной кожей, то набитые гагачьим пухом задние были обиты американской тканью самого высокого качества.

Некоторые экземпляры даже оснащались системой кондиционирования воздуха, впрочем, довольно примитивной — ее компрессор размещался в двигательном отсеке, а остальные компоненты в багажнике.

Бронированный ЗИС весил 7300 кг, то есть был в два с лишним раза тяжелее стандартного ЗИС-ПО. На Ярославском шинном заводе были разработаны специальные шины размером 7.50-17, диаметром на дюйм больше, чем шины 7.50-16 для обычного ЗИСа, и способные выдерживать немалую дополнительную нагрузку.

Машины имели усиленную подвеску, более мощные тормоза, другой задний мост. Именно с установкой иного заднего моста было связано наличие одного из немногих внешних отличительных признаков бронированного ЗИСа — более выпуклых колесных колпаков.