«МОСКВИЧ» ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ

«Москвич» вступил в 60-е годы с высоко-поднятой головой. «Москвич-407» завоевывал себе друзей не только по всему Советскому Союзу, но и в мире, а завод МЗМА быстро развивался в течение всего десятилетия. В1961 г. появился новый гоночный «Москвич-ГЗ» с более мощными тормозами, под стать более мощному двигателю.

В том же году были внесены изменения в конструкцию фургона «Москвич-430». Если прежде дождевая вода стекала по желобу, огибавшему фальшивую заднюю дверь машины, то теперь желоб протянулся во всю длину кузова, а у неоткрывающихся задних пассажирских «дверей» была изменена линия верхней части, ставшая угловатой, а не округлой. В декабре 1962 г. начался выпуск нового автомобиля, о чем официально было объявлено в мае 1963 г. Машина получила наименование «Москвич-403» — логика нарушения последовательности в присвоении заводского индекса не поддается объяснению.

Последний «Москвич-407» сошел с конвейера в октябре 1963 г., к тому моменту удалось выпустить 359 980 таких машин, из них треть — 120 903 — была отправлена на экспорт.

Маленький, но выносливый автомобиль особой популярностью пользовался в Греции, Финляндии, Норвегии и Бельгии.

На первый взгляд новая модель мало чем отличалась от предыдущей: некоторые изменения в отделке интерьера, очень робкие стилистические штрихи в передней части кузова. Однако под хорошо знакомой внешней оболочкой скрывалось множество тех механических усовершенствований, обеспечивших значительно меньший объем обслуживания.

Они включали модернизированную переднюю подвеску, позволявшую автомобилю гораздо увереннее выдерживать траекторию движения, и существенно улучшенную защиту кузова от пыли и грязи. Педали сцепления тормоза теперь были подвешены под педальным узлом, то есть их тяги не пронзали днище.

Повысились мощность и долговечность двигателя.

«Москвич-403», в сущности, был переходной моделью, сочетавшей в себе механические элементы вскоре появившегося «Москвича-408» и кузов долгожителя серии 402/407. К тому времени для «Москвича» уже стало нормой наличие широкого спектра модификаций, и обновленный модельный ряд включал Moskvich-403E и 403IE, подготовленные для экспортных рынков, а с 1963 г. — универсал 424, его экспортный аналог 424Е и фургон 432. Последний, как и все предыдущие советские фургоны, не продавался частным лицам.

Последние «Москвичи-403» были собраны в июле 1965 г. Всего за два года было выпущено 133 523 машины всех модификаций, из них 50 612 отправились за рубеж. Экспортные версии имели на бортах дополнительные хромированные детали.

1 августа 1964 г. МЗМА собрал первый «Москвич-408», о начале производства которого официально было объявлено 21 октября на пышной презентации в московском Доме кино.

«Моск-вич-408» появился менее чем через десять лет после создания заводом автомобиля собственной конструкции — примечательное достижение.

Первые прототипы были собраны в марте 1961 г., хотя конструкторские разработки начались еще в 1959 г.