ЛУАЗ МАЛЕНЬКИЙ ВЕЗДЕХОД

«Нива» не была первым маленьким советским внедорожником — пальма первенства в данном отношении принадлежит машинам Луцкого автомобильного завода, правда, сравнивать эти автомобили довольно трудно, поскольку были разными цели их создания. Если «Нива», помимо блестящих внедорожных качеств, еще и комфортабельна и красива, то ЛуАЗ был ориентирован на функциональность, то есть на максимальное использование своей высокой проходимости, и прежде всего в военных условиях. Редкий пример адаптации продукта военного назначения к гражданскому применению — ЛуАЗ-969А.

Ведь начиналось все с производившегося с 1961 г. автомобиля переднего края ЛуАЗ-967, который, возможно, так и остался бы чисто военной машиной, если бы советское руководство не решило проводить политику сельскохозяйственного освоения отдаленных регионов страны, в том числе степей Казахстана.

Правительство осознало, что для решения этой задачи понадобится простой, дешевый и универсальный автомобиль повышенной проходимости гражданского назначения.

Конструкторы МЗМА воспользовались наработками, сделанными при создании «Москви-ча-415», применительно к концепции ЛуАЗа. Они оснастили ЛуАЗ-967 подходящим кузовом более традиционной компоновки, однако машина все равно выглядела чисто утилитарной.

Шасси, двигатель (4-цилиндровый воздушного охлаждения МеМЗ-966 объемом 887 см/3 и мощностью 30 л. с, позже устанавливавшийся также на ЗАЗ-965) и все другие механические компоненты оставались без изменений.

В 1965 г. на Запорожском автозаводе была изготовлена пробная партия из 50 автомобилей, получивших наименование ЗАЗ-969, после чего, в 1966 г., началось их серийное производство под обозначением ЗАЗ-969В.

Выпуск этих машин в Запорожье продолжался до 1971 г., после чего эстафету подхватил завод в Луцке. ЗАЗ-969В стал первым советским автомобилем с передним приводом, да и то из-за того, что завод во Львове первоначально не мог поставлять достаточное количество задних ведущих мостов, основным получателем которых оставался армейский ЛуАЗ-967 (его производство продолжалось до 1967 г.). Но и с одним ведущим мостом ЗАЗ-969В демонстрировал замечательные внедорожные качества, главным образом благодаря малому весу (1340 кг) и короткой колесной базе (1800 мм). Компоновка — расположение двигателя перед передним мостом — и независимая подвеска всех колес также помогали автомобилю успешно преодолевать бездорожье.

На машине стояла 4-ступенчатая коробка передач.

Выпускавшиеся первые полтора года экземпляры оснащались валом отбора мощности для приведения в действие стационарного сельскохозяйственного оборудования.

Однако, в отличие от своего армейского собрата, гражданский ЗАЗ-969В не умел ни плавать, ни преодолевать броды.

60-е годы маленький советский вездеход пережил без особых событий, а в 1971 г. ему на смену пришел полноприводный ЛуАЗ-969. В 1975 г. завод переключился на выпуск ЛуАЗ-969А с новым двигателем МеМЗ-969А объемом 1197 см/3 и мощностью 40 л. с, по-прежнему 4-цилиндровым с V-образным расположением цилиндров и воздушного охлаждения. Эта модель производилась до 1979 г. В 1977-м была выпущена небольшая партия машин с полностью металлическим кузовом Лу-АЗ-969Ф грузоподъемностью 400 кг. По внешнему виду ЗАЗ-969В, ЛуАЗ-969 и ЛуАЗ-969А не отличались друг от друга.

В 1979 г. Луцкий автомобильный завод приступил к выпуску модифицированной версии ЛуАЗ-969А, разработка которой была начата в 1974 г. По историческому названию местности, в которой находится Луцк, новый ЛуАЗ-969М назвали «Волынь».

Его двигатель МеМЗ-969А мощностью 40 л. с. оставили без изменений, а тормозную систему использовали другую — двухконтурную с усилителем. Передняя часть стала более округлой кузова, изменилась форма лобового стекла.

На дверях появились замки и жесткие съемные рамки со сдвижным стеклом.

Панель приборов обрела мягкие накладки, травмобезопасной стала и рулевая колонка. Еще до начала полномасштабного производства ЛуАЗ-969М был удостоен награды Выставки достижений СССР, проводившейся в 1978 г. За рубежом он также не остался незамеченным: был включен в десятку лучших европейских автомобилей на международной выставке в Турине и получил золотую медаль в Чехословакии как одна из лучших машин для сельских районов.

Впрочем, в западные страны его экспорт был ограниченным, хотя в Италии автомобиль пользовался популярностью (он продавался там наряду с УАЗ-469Б).

Итальянский импортер «Martorelli» предлагал установку на ЛуАЗ двигателя Ford.