Лимузины со всеми ведущими колесами ЗИС-ПОП

Лимузины со всеми ведущими колесами ЗИС-ПОП были спроектированы в 1956 г. с включением в их конструкцию ряда узлов ГАЗ-63. Грузовик ГАЗ-63 с колесной формулой 4×4 был разработан в годы Второй мировой войны для нужд армии. Последние полноприводные ЗИСы оснащались независимой передней подвеской, и, в отличие от ЗИС-ПОШ, производились с использованием только отечественных узлов и агрегатов. Машины имели двигатель от ЗИС-115, однако конструкция их рулевого управления была совершенно новой.

В контексте борьбы за умы и сердца, характерной для периода холодной войны, ЗИС вслед за американской автомобильной промышленностью начал производить собственные «дрим-ка-ры». Советским ответом на американский Buick Le Sabre стал спроектированный в 1951 г. Валентином Ростковым футуристический ЗИС-112. Машина имела съемную металлическую крышу и единственную фару — по центру хромированной декоративной передней панели.

Шестиметровый дредноут — рабочие ЗИСа прозвали его «циклоп» — окрашивался в голубой и белый цвета (позже они стали фирменными цветами завода). На машине стоял интересный экспериментальный двигатель конструкции Василия Родионова: обладая мощностью 182 л. с, он позволял развивать скорость до 205 км/ч. Следует отметить и наличие масляного радиатора, не лишнего приспособления на машине весом 2450 кг Первые версии этого автомобиля оснащались двумя карбюраторами, но затем были добавлены еще два, что повысило мощность двигателя до 192 л. с. и, в сочетании с позднейшим более коротким и легким кузовом и отказом от жесткого верха, увеличило максимальную скорость до 210 км/ч. Несмотря на то что ЗИС-112 был в большей степени концептуальным, чем гоночным автомобилем, он с успехом участвовал в нескольких национальных автоспортивных соревнованиях.

Созданный в 1958 г. ЗИС-112/4, еще один спортивный автомобиль, но с большими хвостовыми «плавниками», также являлся производным от стандартных седанов ЗИС. Этот тип футуристического концепт-кара был очень редким. Такого рода автомобили выпускали только ЗИС и ГАЗ. Все они производились в пропагандистских целях и не имели коммерческих перспектив, что неудивительно, учитывая крайнюю ограниченность в Советском Союзе рынка высококлассных автомобилей.

В конце 60-х годов ЗИЛ официально прекратил участие в автомобильных гонках, но в конце 90-х вернулся на гоночные трассы, заявив о себе в соревнованиях грузовых автомобилей.

К середине 50-х годов ЗИС-110 выглядел уже откровенно архаичным, тем более в сравнении с автомобилями, которыми пользовалась американская элита, поэтому конструкторы завода вплотную приступили к разработке нового правительственного лимузина.

Они не впервые взялись за подготовку замены ЗИС-110. Еще в 1947 г. была собрана небольшая партия прототипов — предположительно пять автомобилей — с решеткой радиатора во всю ширину кузова, как у Packard Clipper. Машину неофициально окрестили ЗИС-ПОМ. Вслед за ней, в начале 50-х годов, в количестве двух или трех экземпляров появился ЗИС-111 «Москва», дизайн кузова которого создал Валентин Ростков.

Одна из этих машин, внешне напоминавших Buick конца 40-х годов, в 1956 г. экспонировалась на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Однако дизайн автомобиля не был признан удачным, главным образом потому, что в условиях холодной войны явно проигрывал в имидже западным новинкам.

Руководство ЗИСа решило провести неофициальный конкурс на подготовку дизайна новой легковой модели, и одним из условий стал современный внешний вид машины. В результате конкурса серьезного рассмотрения удостоились два проекта.

Одним был тот самый ЗИС-111 «Москва» Росткова, а другой принадлежал молодому-, дизайнеру по фамилии Еремеев — свою машину он создал явно под впечатлением от облика последних моделей Packard, но она была более стремительной и эффектной.

Ее безусловно сов—, ременный внешний вид перекликался с обликом американского Packard Patrician 1953 г., а базировалась машина на шасси ЗИС-110. Этой концепции и было отдано предпочтение.

Среди американских и европейских автомобильных историков распространено заблуждение, будто ЗИЛ-111 был точной копией Packard Caribbean и что Советскому Союзу были проданы прессы для штамповки кузовных деталей этого автомобиля. Все это не соответствует действительности.

Дизайнеры ЗИЛа действительно находились под прессингом Кремля, требовавшего, чтобы те превзошли американских дизайнеров. Неудивительно поэтому, что передняя часть ЗИЛ-111 (да и ГАЗ-13 «Чайки») похожа на переднюю часть Packard Patrician 195 1956 г., а линии кузова лимузина во многом повторяют силуэт Chrysler Imperial Crown.

Механическая часть и интерьер разрабатывались с оглядкой на Cadillac Fleetwood 75, а приборы «Чайки» явно создавались по образцу приборной панели Packard.