Колесная база у ЗИЛ-114

В 1967 г. был собран первый автомобиль нового семейства — ЗИЛ-114. Эта машина резко отличалась от своих предшественниц строгостью и прямолинейностью дизайна. Хотя ее официальное представление приурочили к 50-летнему юбилею Октябрьской революции, первые дизайнерские наброски выполнялись еще в 1962 г., а опытные образцы были созданы в 1966-м. От предшественниц машину в первую очередь отличала чистота линий. Кузов покоился на чрезвычайно прочной Х-образной раме шасси, очень устойчивой к скручиванию.

Конструкция подвески позволяла машине разгоняться и тормозить без приседаний и кивков, крен на виражах был минимальным. В независимой передней подвеске конструкторы использовали торсионы.

Тормозная система имела три контура. При отказе одного два других обеспечивали надежное торможение, так что машина могла продолжать движение.

ЗИЛ-114 был первым в Советском Союзе серийным автомобилем с дисковыми тормозами всех колес. Стояночный тормоз приводился в действие педалью.

В числе других нововведений — электронное зажигание и центральный замок.

Колесная база у ЗИЛ-114 была длиннее, чем у предшествующих моделей, длина машины составляла 6,2 м, а вес 3175 кг. В качестве силового агрегата использовался двигатель V8 объемом 6959 см/3, выполненный из легкого сплава вместо чугуна, подачу топлива обеспечивал 4-камерный карбюратор.

Двигатель вырабатывал могучий крутящий момент в 560 Нм при 2750 об/мин и развивал мощность 300 л. с. при удивительно высоких 4300 об/мин. Автоматическая трансмиссия была стандартной, с гидротрансформатором и двухступенчатой коробкой передач, хотя в случае необходимости водитель мог переключать передачи вручную. Благодаря усилителю механизма рулевого управления вести машину можно было одним пальцем.

Ее максимальная скорость достигала 190 км/ч. Водитель мог изнутри регулировать положение зеркала заднего вида на двери и, не покидая своего сиденья, блокировать замки всех дверей. Для удобства посадки и высадки рулевое колесо отклонялось, что вовсе не было лишним, так как водительское место было очень тесным для такой большой машины.

ЗИЛ-114 славился великолепным качеством окраски кузова. Внутри размещались три ряда комфортабельных сидений, причем средние были откидными.

Сиденья были обтянуты кожей, задние регулировались по глубине и углу наклона спинки. В салоне с хорошей шумо — и теплоизоляцией подобающую атмосферу создавали в том числе элементы отделки из дерева.

Комплект стандартного оборудования включал электрические стеклоподъемники и кондиционер. При жаркой погоде в салоне, благодаря специальному стеклу, температура не повышалась; для защиты от встречного солнца лобовое стекло в верхней части имело затемнение.

В 1971 г. конструкторы несколько изменили дизайн передней части автомобиля, а в апреле 1975-го в спецификацию автомобиля была включена 3-ступенчатая коробка передач. Буквально штучно завод изготовил несколько разновидностей ЗИЛ-114. Среди них два экземпляра специальной санитарной версии, ЗИЛ-114ЕА, с высоким кузовом в стиле универсала.

Другая ограниченная серия носила обозначение ЗИЛ-114К; эти машины имели открывающуюся крышу пассажирского салона, что позволяло пассажирам вставать в полный рост и демонстрировать себя во время парадов. По особому заказу была изготовлена скоростная платформа для советской киноиндустрии.

Всего было выпущено около 150 экземпляров ЗИЛ-114, включая ЗИЛ-114Н, выглядевшие как преемники модели ЗИЛ-4104, но с оставленной практически без изменений механической частью ЗИЛ-114. К 1971 г. ЗИЛ стал ядром огромного автомобильного конгломерата, одного из пяти крупнейших производственных объединений Советского Союза, в состав которого входили 17 расположенных в разных частях страны специализированных предприятий.

В 70-х годах ЗИЛ играл важную роль в налаживании производства на новом заводе грузовых автомобилей — КамАЗе: литейный и сборочные цеха Камского автозавода проектировались на ЗИЛе, там же разрабатывалась и вся гамма новых грузовиков. При этом ЗИЛ не забывал о собственной продукции.

В 1972 г. он выпустил седан ЗИЛ-117 с укороченной колесной базой, созданный на основе ЗИЛ-114. Первые точные полномасштабные макеты этого автомобиля были изготовлены в 1968 г., а первые ходовые прототи — — пы — в 1970-м. По своему дизайну новая машина была близнецом ЗИЛ-114, но с меньшим по длине кузовом (5730 мм), с базой 3310 мм вместо 3760 мм у ее предшественника и вмещала 5, а не 7 человек.

Перегородка между передним и задним рядами сидений отсутствовала. По скорости (максимальная 200 км/ч) автомобиль немного превосходил ЗИЛ-114. Модель 117 производилась в очень небольших количествах, всего было изготовлено не более 50 таких автомобилей.

Они включались в состав кортежей, использовались как машины сопровождения при перемещении лиц самого высокого ранга, а также как служебные автомобили для тех, кто пока еще был кандидатом в члены Политбюро и, следовательно, не мог претендовать на полноразмерный ЗИЛ.