КИМ ПРЕДШЕСТВЕННИК «МОСКВИЧИ»

«Москвич» долгое время был одной из самых известных советских автомобильных марок. Начало ее истории связано с контрактом, заключенным с компанией «Ford», на строительство завода ГАЗ. Работы по строительству завода в Москве начались в августе 1929 г., а в ноябре следующего, 1930 г. основное сборочное производство уже было готово к выпуску продукции. В декабре 1930 г. заводу присвоили имя КИМ (Коммунистический интернационал молодежи).

В 1933 г. КИМ формально стал филиалом ГАЗа, однако в 1939 г. обрел самостоятельность, полностью отделившись от Горьковского завода.

Сначала КИМ занимался сборкой грузовиков ГАЗ-АА, в 1932 г. дополнив гамму производимой продукции двигателями для украинского комбайнового завода «Коммунар».

В период с 1935 по 1937 г. производственные мощности завода расширялись, и объем производства автомобилей достиг 60 тысяч в год, однако при этом пришлось отказаться от планов выпуска легковых автомобилей ГАЗ-М 1. С другой стороны, завод им. КИМ прославился еще и знаменательным начинанием: он стал первым советским предприятием, внедрившим систему сдельной оплаты труда своих работников, — пусть и после продолжительных дебатов по поводу плюсов и минусов такого подхода в условиях социалистического общества. В 1938 г. выступления в прессе подтолкнули руководство промышленностью СССР к проведению конференции для обсуждения вопроса о создании в стране нового маленького автомобиля.

В итоге в январе 1939 г. было решено дать идее зеленый свет, и в мае выпуск грузовиков на заводе прекратили в пользу производства первого в Советском Союзе по-настоящему народного автомобиля. Проектировочные работы были начаты еще во второй половине 1938 г. Создававшаяся «по мотивам» британского Ford Prefect 1938 г. (изначально модель Е93А), советская малолитражка имела 2-дверный кузов (у британской машины были 4 двери) на отдельном шасси, неразрезные передний и задний мосты и двигатель мощностью 30 л. с. Вариант с жестким верхом получил обозначение КИМ-10-50, с мягким складным — КИМ 10-51. Первоначально планировалось начать выпуск машины в конце 1939 г., однако из-за задержки с установкой нового оборудования первый автомобиль был готов только 25 апреля 1940 г. В августе того же года один из автомобилей представили Сталину (вместе с однотипным немецким Opel Kadett, появившемся в Москве благодаря подписанному в 1939 г. Гитлером и Сталиным договору о ненападении).

Вождь высказал замечания по поводу 2-дверного кузова и старомодных фар, установленных на передних крыльях.

Как следствие заводу было предложено в срочном порядке изменить дизайн кузова с учетом сталинской критики.

(Иначе в те времена и быть не могло) ГАЗ быстро изготовил два прототипа КИМ-10-52, 4-дверного 5-местного седана, и собирался в ближайшем будущем приступить к его серийному производству. Дорожные испытания 4-дверной машины прошли в январе 1941 г., и начало ее выпуска было запланировано на июнь.

Однако полномасштабное производство автомобилей КИМ — ни одной из их разновидностей — так и не было начато: помешало нападение гитлеровцев в июне 1941 г. С апреля 1940 г. по июнь 1941-го удалось изготовить 450 КИМ-10-50 и КИМ-10-51. Завод им. КИМ переориентировался на выпуск военной продукции и возобновил производство легковых автомобилей только на исходе войны, когда стало окончательно ясно, что победа будет за союзниками.