ИЖ КАК «МОСКВИЧ», ТОЛЬКО ЛУЧШЕ

История Ижевского машиностроительного завода началась еще в 1807 г.: его строительство было инициировано Александром I как предприятия — для производства оружия. Сам город Ижевск, основанный в 1760 г., вырос вокруг металлургического завода на реке Иж на Западном Урале и сегодня является столицей Удмуртии. Сегодня ижевский завод производит автомобили, мотоциклы, промышленное оборудование, инструменты и, как и прежде, оружие — от ножей до гранатометов.

В годы Второй мировой войны одно только это предприятие выпустило 11 млн единиц стрелкового оружия, тогда как за тот же период в нацистской Германии общее производство вооружений составило 10 млн единиц На Западе компания известна в первую очередь как производитель автоматов Калашникова. Работать над выпуском транспортных средств Ижмаш начал в 1928 г., после того как советское правительство одобрило планы по производству мотоциклов на этом предприятии.

Завод получил уже готовый проект мотоцикла, однако внес в утвержденную конструкцию ряд собственных изменений.

Первые мотоциклы были изготовлены в 1933-1934 гг. и кое-что заимствовали у немецких DKW. Со временем Ижмаш разработал собственные модели, и в 70-80-х годах его мотоциклы успешно продавались в Британии под марками Cossack и Neval.

Завод был крупнейшим в Советском Союзе производителем мотоциклов и сохраняет этот статус и в постсоветской России. Первая попытка начать производство автомобилей была связана с разработкой многоцелевого автомобиля для сельских районов.

Прототип ИЖ «Огонек», или НАМИ-048, представленный в 1958 г., оснащался оппозитным 2-цилиндровым двигателем объемом 750 см/3, заимствованным с некоторыми изменениями у мотоцикла М72 «Урал».

В производство машина не пошла. В октябре 1965 г. компания получила добро на строительство автосборочного завода.

Первой продукцией нового производства стал ИЖ-408, выпуск которого был начат 12 декабря 1966 г. Это был полный аналог «Москвича-408», собиравшийся из компонентов, поставлявшихся из Москвы.

До конца года со сборочной линии сошли три сотни машин.

В декабре 1967 г. после выпуска 4 тысяч автомобилей на смену ИЖ-408 пришел ИЖ-412 с двигателем объемом 1500 см/3 и мощностью 75 л. с, с верхним распределительным валом, имевший много общего с «Москвичом-412», производившимся с октября 1967 г. на московском АЗЛК наряду с универсалом 427 и фургоном 434. К концу года в Ижевске было собрано 207 ИЖ-412. В 1968 г. в дополнение к седанам стали производиться фургоны «Москвич-434». Двигатели для новой модели поступали с уфимского завода УЗАМ. Хотя в автомобилях ИЖ воспроизводилась конструкция «Москвичей», со временем ижевская продукция стала обретать индивидуальность.

В частности, когда в 1970 г. на московские машины стали устанавливать прямоугольные фары, ИЖ сделал выбор в пользу двух круглых и новой мелкоячеистой облицовки радиатора.

В январе 1971 г. вслед за своими московскими собратьями автомобили ИЖ получили новые задние фонари, раздельные передние сиденья, усилители тормозов и шины размерностью 6,40×13 вместо прежних 6,00×13.

Тогда же производившаяся в Ижевске модель 412 получила новое обозначение -412ИЕ. Завод продолжал разрабатывать собственные варианты.

В 1970 г. инженеры его вновь созданного конструкторского бюро самостоятельно подготовили прототипы 5-дверного хэтчбека и фургона. Пополнивший модельный ряд в 1972 г. фургон ИЖ-2715 имел двигатель объемом 1478 см/3, распахивающиеся на вертикальных петлях створки задней двери, высокую крышу грузового отсека и мог перевозить 350 кг груза.

Фургон и родственный ему пикап ИЖ-27151, выпуск которого начался в 1974 г., были очень популярными машинами и официально производились до 1997 г., хотя последние 325 фургонов были собраны в первой половине 2001 г. Пикапы время от времени продавались за рубеж, причем в такие разные регионы, как Южная Америка и Скандинавия. В Советском Союзе продажа моделей 2715 и 27151 частным лицам была под запретом.

Тем не менее обе машины не были обделены вниманием населения. Благодаря наличию многих общих компонентов с легковыми моделями ИЖ, а также — хоть и в меньшей степени — с «Москвичами» эти автомобили не только не доставляли особых хлопот в плане обслуживания и ремонта своим корпоративным владельцам, но и служили неофициальным источником дефицитных запчастей автолюбителям, ездившим на ИЖ-412 и «Москвичах-412»