ГАЗ-24 «Волга»

На Лондонском автосалоне 1970 г. «Satra» с гордостью представила ГАЗ-М24 «Волга», обещая, что продажи автомобиля начнутся в 1971 г. Но не начались, хотя машина вновь была выставлена на том же Лондонском мотор-шоу 1971 г. До появления в Великобритании в 1974 г. автомобилей «Лада» экспортные усилия Советского Союза на британском рынке были сконцентрированы на продвижении «Москвичей», тогда как бельгийский рынок с готовностью принял «Волги», оснащавшиеся 62-сильными дизелями Indenor, для которых в Западной Европе гораздо легче было найти запчасти и которые легче было обслуживать, чем «родные» для автомобиля бензиновые двигатели ЗМЗ. В 1972 г. к седану ГАЗ-24 присоединился универсал ГАЗ-24-02 с тремя рядами сидений. Это была настоящая рабочая лошадка, преимущественно поступавшая в распоряжение предприятий и организаций. В 1971 г. было официально объявлено о начале выпуска такси ГАЗ-24-01 с кузовом седан и дефорсированным двигателем, способным работать на 76-м бензине.

За ним в 1972 г. последовало такси с кузовом универсал ГАЗ-24-04. Машина имела усиленные задние рессоры и грузоподъемность 400 кг. Появление автомобиля «скорой помощи» ГАЗ-24-03 на базе универсала было анонсировано в 1975 г. Он оснащался специальным медицинским оборудованием, носилками и дополнительной фарой на крыше. Передний ряд сидений был отделен от задней части салона перегородкой с окошком, задняя левая дверь не открывалась.

В 1977 г. начался выпуск ГАЗ-24-07, двигатель которого работал на сжиженном нефтяном газе. Военные специалисты изготовили очень ограниченное число открытых машин; ранее они так же видоизменяли «Победы» и М21. На автомобилях были оставлены все 4 двери.

Выпускались такие машины специально для участия в парадах и неизменно окрашивались в серый или зеленый цвет.

Чрезвычайно редкой была полноприводная модель ГАЗ-24-95, созданная, как полагают, по указанию Брежнева.

Он был единственным советским лидером, нередко самостоятельно садившимся за руль, правда, иногда попадал в аварии.

Зная, что Брежнев заядлый автолюбитель, руководители западных стран нередко дарили ему новейшие образцы престижных автомобилей (в гараже Брежнева в Кремле был по крайней мере один Rolls-Royce).

Говорят, что он хотел иметь комфортабельный автомобиль повышенной проходимости для выездов на охоту — еще одно его увлечение, — и в результате появился ГАЗ-24-95. Возможно, это один из советских мифов, но он вносит приятное разнообразие в привычный процесс рождения новых моделей: после бездушных заключений маркетинговых служб или изменений в законодательстве. Все же, скорее всего, машина появилась вследствие прозаичного стремления пополнить модельный ряд полноприводным автомобилем, не уступающим по уровню комфорта обычной легковой машине, но с возможностями классического внедорожника.

Не в первый раз инженеры ГАЗа создавали легковой автомобиль с приводом на все колеса.

В 1955 г. они уже брали шасси армейского вездехода ГАЗ-69 и устанавливали на него кузов «Победы», получая в итоге ГАЗ-М72, первый в мире крупносерийный SUV. Теперь они воспользовались уже имевшимся у них опытом при создании ГАЗ-24-95 с применением механических узлов УАЗа. В числе прочего машина заимствовала у УАЗа раздаточную коробку, соединенную с двумя карданными валами одинаковой длины.