ГАЗ-18

У ГАЗ-18 был цельнометаллический двухдверный кузов, с некоторых ракурсов весьма напоминавший «Победу» в миниатюре. Двухцилиндровый двигатель, по сути, являлся половинкой мотора «Москвича», имел мощность 10 л. с. и размещался в задней части кузова.

Машина получила полностью независимую подвеску на торсионах, концепция которой наряду с задним расположением двигателя уже доказала свою высокую практичность на немецком «Жуке». Крупной инновацией стало использование автоматической трансмиссии с гидротрансформатором — весьма необычное для того времени решение на столь маленьком автомобиле.

Агрегат был заимствован у «Волги» ГАЗ-21, первые экземпляры которой оснащались автоматической трансмиссией.

Для будущих водителей ГАЗ-18 возможность обходиться без сцепления представляла безусловную ценность.

К 1958 г. было построено два ходовых прототипа, и машина начала проходить предпроизводственные испытания.

Предстояло решить, где будет выпускаться новый автомобиль.

У ГАЗа не хватало для этого мощностей.

Один из возможных вариантов — СМЗ, завод в Серпухове, где в июле 1958 г., безусловно, с прицелом на тех же потребителей была разработана 4-колесная мотоколяска С-ЗА со складным верхом и мотоциклетным двигателем ИЖ. Однако СМЗ, основанный в 1939 г. для производства мотоциклов, а затем перешедший на выпуск для инвалидов крошечных и примитивных микроавтомобилей с мотоциклетными двигателями, был не в состоянии заниматься таким достаточно сложным продуктом, как ГАЗ-18. К тому времени уже довольно далеко продвинулись работы по «Моск-вичу-444», компактному 4-местному автомобилю, которому предстояло появиться на рынке как ЗАЗ-965. Поскольку этот автомобиль был больше и мог перевозить семью из 4 человек, а также учитывая то, что он был удобен для всех водителей, а не только для инвалидов, министерство решило прекратить работы по ГАЗ-18. Уцелел лишь один экземпляр этой машины, сегодня его можно увидеть в музее Горьковского автозавода. Как ни странно, тяжелая и медленная «Победа» послужила основой для создания ряда спортивных прототипов.

Все они были вооружены модифицированными версиями стандартного двигателя серийного автомобиля.

Среди этих модифицированных агрегатов были и моторы объемом 2,5 л, с алюминиевой головкой блока цилиндров, высокой степенью сжатия, двух-искровым зажиганием и нагнетателем.

На смену «Победе» пришла знаменитая газовская «Волга», которая по сей день остается одним из символов Советского Союза, со всем присущим ему и плохим, и хорошим.

Это была самая большая и комфортабельная машина, которую мог приобрести обычный автолюбитель из страны Восточного блока.

Ей также отдавали предпочтение правоохранительные органы и служба Госбезопасности.