Двигатель и коробка передач для ЗАЗ-970

Двигатель располагался сзади под полом. Однако его V-образный формат не был идеальным для грузового автомобиля. Оппозитный мотор немецких автомобилей Volkswagen был значительно компактнее, что позволяло делать пол грузового отсека практически ровным, тогда как в советской машине он имел выпуклость.

Прототипы создавались в кратчайшие сроки.

Для изготовления фанерных лекал и деревянных элементов каркаса, на которые крепились кузовные панели, делались чертежи в масштабе 1:1. Этот подход предложил Сорочкин, имевший опыт кузовщика.

Были подготовлены 3 прототипа, и все в 1962 г. были уже на ходу, оснащенные двигателями МеМЗ-966. ЗАЗ-970 был цельнометаллическим фургоном с внутренним объемом 2,5 м3; его грузоподъемность составляла 350 кг. Микроавтобус ЗАЗ-970Б был рассчитан на 6-7 пассажиров плюс пространство для груза весом до 175 кг. Грузоподъемность пикапа ЗАЗ-970В составляла 400 кг. Прототипы с кузовами разных видов испытывались на территории завода, а также в районе Каменки-Днепровки, где у испытателей была возможность проверить машины на самых разных дорогах: асфальтовых, булыжных, грунтовых. Завод даже планировал создать полноприводные версии новых машин: ЗАЗ-971, ЗАЗ-971Б и ЗАЗ-971В.

На испытания приглашали представителей коммерческих и торговых организаций — тех, кому предстояло эксплуатировать машины, — в надежде, что они выступят в роли лоббистов перед Автопромом, от которого зависело начало серийного производства маленьких фургонов.

И водителям, и приглашенным машины очень нравились, единственную проблему представлял возвышавшийся над полом «горб» моторного отсека, тем более неуместный на фургоне, у которого была одна задняя дверь.

Для микроавтобуса ЗАЗ-970В это было не так критично, поскольку дверь салона у него располагалась сбоку.

Вплоть до 1965 г. на заводе надеялись, что начнется производство по крайней мере фургона ЗАЗ-970, однако надежды оказались тщетными, так как руководство страны по-прежнему требовало концентрации усилий на выпуске нового ЗАЗ-966 и проекте будущего полноприводного ЛуАЗ-969. Был упущен великолепный шанс, что стало наиболее очевидно, когда другие производители, особенно японские, начали выпускать целые семейства микроавтобусов и. микрофургонов, с успехом эксплуатируемых во всех уголках экономически развитого и развивающегося мира. Прототипы ЗАЗ-970 томились в стенах завода, собирая пыль и время от времени выступая источниками узлов и деталей при разработке других проектов, пока окончательно не превратились в металлолом.

Работа над ЗАЗ-970, впрочем, не оказалась совсем напрасной: один из его разработчиков, Лев Мурашов, помогал в проектировании кузова и шасси ВАЗ-2121 «Нива». В 1971 г. завод предпринял еще одну попытку разработать легкий фургон, ЗАЗ-0466, однако и он не продвинулся дальше стадии прототипа.

ЗАЗ-966 все же послужил основой для создания минивэна с фибергласовым кузовом под названием «Макси».

Разработанный в 1966-1967 гг. Российским проектным институтом, он вобрал в себя ряд интересных решений, включая кузов в виде пространственной рамы с навешенными на нее пластиковыми панелями, регулируемый педальный узел и сиденья, которые могли разворачиваться на 180°. Многие из этих его черт сегодня присутствуют на универсалах повышенной вместимости, вроде Renault Espace.

Вероятно, наиболее важной в плане проектирования была для ЗАЗа в 60-х и 70-х годах работа над созданием переднеприводного автомобиля — замены ЗАЗ-966/968. Проектом руководил конструктор завода Владимир Сте-шенко. В итоге появился ЗАЗ-1102 «Таврия», с которым завод вступил в постсоветскую эпоху.