Большинство произведенных машин

В течение 1929 г. Америку посещали делегации из СССР. Их члены осваивали производство новой продукции.

В качестве таковой были выбраны легковой Ford Model А и 1,5-тонный грузовик Ford АА, выпускавшийся в США с 1927 г. Первый легковой автомобиль, 4-дверный ГАЗ-А с мягким верхом — в нем безошибочно угадывался Ford Model А, что естественно, — был собран 8 декабря 1932 г. Машина проектировалась с использованием чертежей американской компании.

Она оснащалась 4-цилиндровым двигателем объемом 3285 см/3, развивавшим 40 л. с. при 2200 об/мин. В коробке передач были три передние передачи, заявленная максимальная скорость составляла 90 км/ч. Большинство произведенных машин имело одинаковый 4-дверный кузов с мягким складным верхом, хотя, возможно, было изготовлено и несколько прототипов с двухместным кузовом типа родстер.

Версия ГАЗ-А с кузовом пикап называлась ГАЗ-4 и производилась с 1933 по 1937 г. Всего из ворот Горьковского автозавода вышло 10 648 таких машин. Грузоподъемность их составляла 400 кг, вдоль бортов грузового кузова имелись скамейки для пассажиров.

Коммерческие автомобили малой грузоподъемности стали основой производственной деятельности завода с середины 90-х годов, с началом выпуска микроавтобусов «Газель», удивительно похожих на Ford Transit 90-х годов В 1934 г. было изготовлено небольшое количество ГАЗ-А с полностью закрытым кузовом — для использования в качестве такси. Эти машины имели наименование ГАЗ-6. Годом позже московским авторемонтным заводом «Аремкуз» было изготовлено также небольшое число полностью закрытых кузовов на деревянном каркасе, устанавливавшихся на шасси ГАЗ-А. Шасси ГАЗ-А послужило также основой для первого в Советском Союзе опыта по созданию автомобиля с аэродинамически совершенной формой кузова.

В 30-х годах многие мировые автопроизводители стали осознавать важность аэродинамики. Одним из наиболее известных примеров аэродинамического дизайна того периода является Chrysler Airflow.

В отличие от серийной американской машины, ГАЗ-Аэро появился в единичном экземпляре, был создан исключительно в исследовательских целях и не участвовал ни в гонках, ни в заездах на скорость. Машина имела стальной кузов на деревянном каркасе.

Запасное колесо размещалось за сиденьями. Удалось достичь коэффициента сопротивления воздуха 0,207 — вдвое меньшего, чем у обычного ГАЗ-А. Основу 4-цилиндрового двигателя объемом 3285 см/3 составлял мотор все того же ГАЗ-А, но оснащенный алюминиевой головкой блока цилиндров с доведенной до 5,45 степенью сжатия (против 4,2). Максимальная скорость составляла 105 км/ч, автомобиль разгонялся до 80 км/ч за 36 секунд.

Впрочем, не все на ГАЗе шло так гладко. Вскоре после того, как началась настоящая работа и нужно было решать задачи практического характера, дали о себе знать различия в американской и коммунистической системах производства.

Основу фордовской системы составляли непрерывные поставки комплектующих, квалифицированное инженерное обеспечение, умелый заводской менеджмент и дисциплинированная, хорошо обученная рабочая сила.

В Советском Союзе же на раннем этапе промышленного развития эти столь необходимые условия отсутствовали.

Работники в большинстве своем были недавними крестьянами, не имевшими опыта не только инженерной работы, но и вообще работы на производстве, не умевшими обращаться с инструментами и оборудованием, используемыми на автомобильных заводах.

Существовал также конфликт более высокого уровня: русские гордились своими теоретическими знаниями, тогда как американцы делали акцент на важности практических умений. Что касается социально-политического климата в советской промышленности того периода, то он представлял собой сочетание энтузиазма и страха и не шел на пользу делу.

Политическое руководство в целом и местные коммунистические лидеры были влиятельной силой как в обществе, так и на производстве.

Их подозрительность в отношении инженеров как части интеллигенции, которой Сталин и его министры все меньше доверяли, часто была контрпродуктивной, мешала открытому и творческому поиску решения проблем, возникавших на новом предприятии.