БЕДНОСТЬ

Новому, революционному правительству досталась страна с горсткой очень богатых и огромной массой очень бедных людей, в основном крестьян, жизненный уклад которых не менялся в течение столетий. Перед новой властью в полный рост встали три ключевые задачи: реализовать на практике пока лишь чисто теоретическую экономическую модель, выжить перед лицом нараставшего международного противодействия внезапно возникшей альтернативе капитализму и догнать промышленно развитый мир. Бедность тогда была повсеместной, ее усугубляли страшные людские и материальные потери в ходе Первой мировой войны.

Люди возлагали на новую власть большие надежды. Оппозиция коммунистическому правительству существовала и внутри страны, и вне ее. Гражданская война на территориях, впоследствии вошедших в состав Советского Союза, продолжалась вплоть до 1921 г. Перспектива успеха русской революции в утверждении абсолютно новой политической и экономической системы заставляла иностранные правительства опасаться за собственное будущее.

С момента появления красного флага над Кремлем и до послевоенных лет Советский Союз пребывал в состоянии перманентных экономических, социальных и политических потрясений. Новая власть взяла курс на развитие в первую очередь тяжелой промышленности и сельского хозяйства.

Ей было необходимо накормить народ, обеспечить ему уровень жизненного комфорта, который в промышленно развитых странах уже стал привычным: с электричеством, эффективным здравоохранением, пристойным жильем.

Спеша покончить с дореволюционной разрухой и невниманием к интересам народа, советское правительство зачастую действовало беспощадно. Политический диктат брал верх над принципами общенародного управления, в теории одной из основ коммунизма.

Иосиф Сталин, в 1922 г. возглавивший партию большевиков (фактически ставший главой государства), был самым жестким из советских политических лидеров.

Его власть была столь велика, что продолжала влиять на все происходившие в стране процессы даже после смерти «вождя народов» (1953).

Следует отметить, что к процессу создания первых советских автомобилей Сталин проявлял живой интерес.