Транспортные сооружения и узлы

Транспортные сооружения и узлы, включающие в себя автостоянки и гаражи, в дальнейшем будут оказывать все более значительное влияние на планировку и застройку городов. Например, в Москве разрабатываются проектные предложения, предусматривающие, что тоннели мелкого и даже глубокого заложения будут иметь въезды и выезды, а также вместительные автостоянки, в первую очередь в центрах планировочных зон. В этих зонах предусмотрены также станции метрополитена, остановочные пункты электрифицированных железных дорог и многочисленные остановки уличного транспорта.

Все эти мероприятия способствуют превращению центров соответствующих зон в крупные общественно-транспортные комплексы, которые во многих своих узловых пунктах будут иметь многоуровневую пространственную организацию с выделением безопасных пешеходных путей и зон хранения автомобилей, создающих в отдельных узлах как бы сплошной «подстилающий слой».

При этом роль зданий, сооружений, зон и участков постоянного и временного хранения легковых автомобилей в общей архитектурно-пространственной композиции многофункциональных узлов оказывается чрезвычайно ответственной. Это связано, в частности, с тем, что общий строительный объем автостоянок и гаражей, рассчитанных на перспективу, по подсчетам некоторых специалистов, оказывается столь значительным, что превышает общий объем всех общественных зданий различного назначения, вместе взятых.

Известны и другие, не менее парадоксальные утверждения. Так, доктор техн.

наук, проф. В. В. Шештокас в одной из своих последних книг утверждал: «Расчеты и наблюдения показывают, что стоящие автомобили при высоком уровне автомобилизации занимают в 2-4 раза больше территории, чем вся сложившаяся улично-дорожная сеть».

Если улично-дорожную сеть наши архитекторы и инженеры-транспортники научились прогнозировать, рассчитывать, проектировать и строить, то те же задачи по отношению к области «неподвижного» транспорта, безусловно, дело будущего.